Из
всех религиозных сообществ западные исследователи реже всего
сталкиваются с зороастрийцами, у которых немного
опознавательных знаков и очень мало мест для богослужения.
Большинство из них живет в Гуджарате и Мумбаи. Индийские
зороастрийцы представлены общиной парси; они занимаются
бизнесом, образованием и политикой.
Количество зороастрийцев (около 90.000) стремительно падает
из-за уменьшения рождаемости и слияния с другими более
крупными сообществами. Основатель религии Заратуштра был
первым религиозным проповедником, который распространил
дуалистическую философию, основанную на идее
противопоставления сил добра и зла.
Согласно ему, абсолютное светлое начало - добрый и мудрый
бог Ахура Мазда совместный со святым духом и шестью
эманациями, присутствующими в земле, воде, небе, животных,
растениях и огне находятся в постоянном противоборстве со
злой силой Ангра Майнью, которому помогают дэвы - злые духи.
Человечество, чья задача на земле - делать добро, после
смерти встанет перед судом, и в зависимости от доли хороших
и плохих слов, мыслей и поступков, найдет место на небесах
или будет мучиться в преисподней. Заратуштра с нетерпением
ждал дня судилища, когда спаситель Саошьянт, чудодейственным
способом родившийся из семени пророка и непорочной девы
появится на земле и установит совершенное царство Ахура
Мазды.
Первые появившиеся в Индии зороастрийцы высадились на
побережье Гуджарата в 8 веке н.э. вскоре после завоевания
территории Персии арабами, и к 17 веку большинство из них
обосновалось в Бомбее. Религиозная практика зороастрийцев
основана на ответственности каждого мужчины и каждой женщины
за свой выбор между добром и злом, и уважении к каждому
божьему созданию. Пять дневных молитв, обычно гимнов (гатха)
произнесенных Заратуштрой и зафиксированных в Авесте
(главный священный текст зороастрийцев), читаются в доме или
храме перед огнем, который символизирует царство правды,
добродетели и порядка.
По этой причине зороастрийцев часто неверно называют
"поклоняющиеся огню". Приверженцам другой веры не
разрешается входить в зороастрийские храмы. Совершенно
особая форма похорон развилась у зороастрийцев. Тело кладут
на возвышенное открытое место (или на отдельно стоящий
холм), которое называют дакхма ("башня молчания"), чтобы
плоть была съедена хищными грифами, а кости были высушены
солнцем и ветром.
Недавно, из-за необходимости, некоторые зороастрийцы начали
практиковать более простой способ кремации или захоронения;
чтобы не осквернять огонь или землю, они используют
электрический крематорий и бетонированный гроб для
погребения. Новруз, Новый год (или "Новый День") проводимый
в середине марта, праздник сотворения огня и победы добра
над злом является самым важным зороастрийским праздником;
важным местом паломничества является старейший в Индии
священный огонь в Удваде, севернее Дамана в южной части
Гуджарата.