Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Нью-Дели (Дели)

Нью-Дели (Дели)Впервые оказавшись на битком набитых улицах Дели, вы наверняка будете поражены его пестротой, переплетением старого и нового: высокие башни и храмы, крепости, мечети и роскошные особняки колониальной эпохи - все это очаровывает и сбивает с толку.

Вам потребуется некоторое время, чтобы научиться ориентироваться в этой мешанине автобусов, грузовиков, проворных современных авто, мопедов, рикш, коров, воловьих повозок и ручных тележек.

Поначалу пугающий облик города станет более понятным, когда вы усвоите, что географически и исторически Дели разделен на семь отдельных городов. Столицей является Центральный Новый Дели (Central New Delhi) с широкими улицами и мощными колониальными зданиями, построенными после того как столица Британской Индии была перенесена сюда из Калькутты в 1911 г. Чуть севернее парламентских зданий расположен Коннот-Плэйс (Connaught Place) - торговый и коммерческий центр города.

Примерно в двух километрах отсюда находится Старый Дели (Old Delhi), который в XVII в. был столицей Шах-Джахана (Шахджаханабад). Это наиболее старая часть Дели, где возвышаются мощные стены Красного Форта (Red Fort) и Пятничной Мечети, Джами Масджид (Jami Masjid), одной из самых крупных в Индии. Традиционный уклад жизни здешнего преимущественно мусульманского населения очень мало изменился за последние два столетия. Вы сами в этом убедитесь, совершив прогулку по старым шумным городским улицам-базарам, пропитанным ароматными запахами, исходящими от открытых ресторанчиков, магазинов специй и уличных святынь.

Руины других пяти древних столиц Дели являются наследием давно канувших в лету правителей. Вы увидите минарет Кутуб-Минар (Qutub Minar), воздвигнутый Кутуб-ад-дином Айбаком (XII век), расположенный на территории первой столицы Дхиллика (Dhillika); стены и полуразрушенные колонны города Туглакабада (Tughluqabad) и шестую столицу, "старую крепость" - Пурана Кила (Purana Qila). Пожалуй, самым впечатляющими образцами могольской архитектуры являются огромный чарбагх - Мавзолей Хумаюна (Humayun's Tomb), более известный Тадж-Махал (Taj Mahal) в Агре - в трех с половиной часах езды от Дели, а также самый значительный монумент эпохи Великих Моголов - Лал Кила (Lal Qila) - "Красный форт" в Старом Дели. Как и подобает столице, Дели с его многочисленными музеями, театрами, картинными галереями и выставочными залами является своего рода витриной разнообразного и богатого наследия страны.

После периода экономической изоляции Дели в настоящее время переживает экономический подъем. Конечно, еще не все благополучно в этом огромном городе, население которого за последнее десятилетие выросло на 40% и составляет приблизительно четырнадцать миллионов человек. Одной из самых серьезных проблем является все еще довольно значительное загрязнение окружающей среды. Деятельность промышленных предприятий долгое время оставалась совершенно бесконтрольной, правда, в недавнее время были приняты меры по контролю промышленных отходов. Треть населения города живет в печально известных джагги - трущобах, на территории которых совершается около 200 преступлений ежедневно. Однако правительство и городские власти делают немало для исправления ситуации, и за последние десять лет многое действительно улучшилось. В городе немало преуспевающих людей.

Вообще, Дели очень богатый город, известный своими базарами, где вы можете найти товары, привезенные из всех уголков страны: драгоценности, ковры, поделки, модную одежду, антиквариат. Богатство Индии заключается не только в этом, но и в глубоких духовных и исторических традициях. В Дели часто проходят фестивали музыки и танцев; город гордится своей превосходной театральной сценой и кинотеатрами, которые регулярно радуют жаждущую зрелищ публику новыми постановками и картинами. Если вы хотите посетить как можно концертов, музыкальных, танцевальных и театральных фестивалей, то лучше приезжать сюда в период с декабря по март.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
По преданию, на территории современного Дели некогда был расположен город Индрапрастха - столица государства братьев Пандавов. Действительно, как письменные памятники, так и археологические находки подтверждают, что самые первые поселения в этом районе были основаны на берегу реки Ямуны (Джамны), рядом с Пурана Кила, и датируются 1000 г. до н.э. - 400 г. н.э. Однако история современного Дели начинается с основания раджпутской династией Томаров поселения Лалкот (Lal Kot) в 736 г. н.э. В 1180 г. воинствующий клан Чауханов захватил построенную раджпутами цитадель и переименовал ее в Кила Радж Питхора (Qila Raj Pithora). Так возникла первая столица Дели. Уцелело всего несколько стен Лалкота. Это неудивительно, ведь недавно ученые пришли к выводу, что камни многих индуистских и джайнских храмов Лалкота были впоследствии использованы при постройке Большой Мечети комплекса Кутуб-Минар и других сооружений.

В 1191 г. раджпутам впервые удалось взять верх над захватническими силами афганцев под предводительством Мухаммеда Гури, но несколько месяцев спустя афганцы все же одержали победу. В отличие от завоевателей из Центральной Азии, которые периодически совершали опустошительные набеги на индийские области, Мухаммед Гури пришел не столько грабить, сколько править, однако его предательски убили в 1206 г., и наместником построенных им фортов и дворцов стал турецкий генерал Кутуб-ад-дин Айбак. В прошлом раб, Кутуб-ад-дин объявил себя султаном и положил начало Делийскому султанату - первым мусульманским правителям значительной части Индийского субконтинента. Обосновавшись в районе Лалкота, Кутуб-ад-дин занялся постройкой башни победы Кутуб-Минара, сохранившейся по сей день. Его наследник, Ильтумиш (1211-27 гг.), был, пожалуй, самым великим за все время существования Делийского султаната правителем.

В 1290 г. приходит к власти другая турецкая династия - Хильджи. При Ала-ад-дине Хильджи (1296 - 1316 гг.) их владения расширились до плато Декан в Центральной Индии. Время его правления - расцвет Делийского султаната. Именно тогда были проведены аграрные реформы и начато строительство (1303 г.) второй столицы Дели, Сири (Siri), а также богатого торгового центра в районе Хауз Кхас. Однако времена блистательного правления Ала-ад-дина были омрачены периодом смуты и беспорядков, который завершился приходом к власти Гияс-ад-дина Туглака, провозгласившего себя султаном в 1320 г.

Гияс-ад-дин в свою очередь построил в восьми километрах от Кутуб-Минара третий город - огромную крепость Туглакабад, но вскоре перенес столицу в Даулатабад (штат Махараштра). Однако из-за нехватки пресной воды Туглакиды вернулись в 1327 г. в Дели, где приемник Гияс-ад-дина, Мухаммед Туглак, построил между Лалкотом и Сири очередной, четвертый город, Джаханпанах. Следующий правитель династии Туглакидов, Султан Фироз-шах, возвел 1354 г. на холмистом берегу реки Джамны пятый город - Фирозабад.

Период правления Туглакидов закончился в 1398 г., когда Тимур (Тамерлан), вторгшийся из Центральной Азии, завоевал Дели. Пришедшая ему на смену династия Сайидов (1414 - 1444 гг.) не продержалась долго - к власти пришла династия Лоди, оставившая после себя гробницы и мечети, которые и по сей день можно увидеть в прекрасных садах Лоди (Lodi Gardens). Чем сильнее султаны династии Лоди стремились сосредоточить власть в своих руках, тем больше врагов они наживали среди местной знати, особенно среди правителей Панджаба и Синда, которые позвали на помощь жаждущего славы Бабура (потомка Тимура и Чингисхана). Династия Лоди прекратила свое существование, когда султан Ибрагим Лоди погиб в 1526 году на равнине Панипат в сражении против выдающегося и загадочного полководца Бабура. Победа Бабура положила начало эпохи Великих Моголов, во время правления которых империя достигла небывалого культурного и экономического расцвета. Правление Бабура в Дели было недолгим, и вскоре он перенес столицу в Агру. Его сын и наследник, ученый и астроном Хумаюн, вернулся в Дели в 1530 г. Казалось, звезды предвещали Хумаюну долгое и плодотворное царствование, но в 1540 г. он был на 15 лет изгнан из Дели афганским полководцем Шер-шахом, который достроил заложенный Хумаюном на берегу Ямуны шестой город-крепость Дин-Панах (Din-Panah - "пристанище веры"), носящий теперь название Пурана Кила (Purana Qila). У Шер-шаха было много наследников, однако их всех опередил вернувшийся из Кабула Хумаюн. После трагической смерти Хумаюна в 1556 г. его жена, Бану Бегам, построила в память о нем прекрасный мавзолей из песчаника в районе Низамуддин, стиль которого заложил основу архитектуры могольских мавзолеев. На трон взошел тринадцатилетний сын Хумаюна - Акбар, который вскоре переехал жить в Агру, а вместе с ним туда была перенесена и столица Индии.

Дели опять стал столицей в 1628 г., когда к власти пришел внук Акбара, принц Кхуррум, провозгласивший себя Шах-Джаханом - "Властелином Вселенной", период правления которого был особенно расточительным, но культурно плодотворным. Именно тогда были построены такие прекрасные памятники могольской архитектуры, как Тадж-Махал в Агре, седьмая столица Шахджаханабад (Shahdjahanabad), могучий Красный Форт (Red Fort) и огромная "Пятничная Мечеть" - Джами Масджид (Jami Masjid). Шах-Джахан был свергнут и заключен в темницу в крепости Агры собственным сыном, Аурангзебом, самым беспощадным, амбициозным и невежественным правителем империи из рода Бабура. Он фанатично боролся за образование в Индии мусульманского государства, что противоречило многим традициям моголов, и большую часть жизни провел, подавляя бесконечные восстания мятежников в районе плоскогорья Декан, где и скончался в 1707 г.

Со смертью Аурангзеба начался закат эпохи Великих Моголов. В 1739 г. троном завладел Надир-шах, император Персии, однако горожане не признали в нем правителя и подняли бунт. Надир-шах учинил жестокую и кровопролитную расправу с мятежниками, а потом вместе с награбленным добром вернулся обратно в Персию. Вскоре после этого, в 1760 г., маратхи и джаты, осознав, что власть Моголов значительно ослабла, объединили свои силы, осадили и разграбили Красный Форт, но власть в свои руки не взяли.

Англичане, уже основавшие свои Ост-Индские компании в Мадрасе и Бенгалии, воспользовались ситуацией, и в 1803 г. с легкостью установили свое господство в Дели, а последний могольский император Бахадур-шах стал марионеткой в их руках. Понятно, что установление британского владычества вызвало волнения в различных районах страны. В последующие два десятилетия британским войскам пришлось отразить несколько нападений со стороны маратхов, однако первой серьезной попыткой сбросить чужеземное иго можно считать Индийский мятеж 1857 г., или Первую войну за независимость. Англичанам пришлось пролить немало крови, чтобы удержать город в своих руках.

Когда в 1911 г. английский король Георг V прибыл в Индию на коронацию в императоры, столица Индии в очередной раз была перенесена из Калькутты в Дели. В городе развернулось широкомасштабное строительство парламентских зданий, офисов и жилых домов, а в 1931 г. Дели стал официальной столицей самой большой британской колонии.

В 1947 г. в ходе долгой и кровопролитной борьбы Индия наконец-то добилась независимости от английского господства, и власть была отдана демократически избранному конгрессу, во главе которого стоял Джавахарлал Неру. В процессе борьбы за независимость встал серьезный вопрос о будущих политических правах мусульманского и индийского населения, в результате было образовано новое мусульманское государство, Пакистан, в которое иммигрировала большая часть мусульманского населения Дели.

В настоящее время Дели является одним из наиболее быстро растущих городов мира.

ПРАЗДНИКИ В ДЕЛИ
Ежегодные религиозные праздники составляют неотъемлемую часть общественной жизни индийцев. Имеет смысл спланировать свой приезд в Дели так, чтобы стать свидетелем одного из многочисленных индийских фестивалей, которые обычно сопровождаются всеобщим весельем, красочными костюмированными представлениями и традиционными танцами. Кроме того, существует несколько светских праздников, отмечаемых только в столице, во время которых в Дели выступают лучшие индийские артисты музыки и танца. Помните, что все национальные праздники - это "сухие дни", т. е. дни, когда магазины, торгующие спиртными напитками, закрыты.

Январь

Парад в честь Дня Республики (Republic Day Parade) (26 янв.). Годовщина со дня вступления в силу новой независимой конституции. Это один из череды национальных праздников, которые длятся целую неделю и начинаются 23-24 января с репетиции парада в "свободной одежде", а заканчиваются 29 января
"сигналом отбоя" на Виджай Чоук (Vijay Chowk), рядом с Президентским дворцом - Раштрапати Бхаван. Лучшие музыканты и танцоры со всех штатов Индии съезжаются в Дели, чтобы принять участие в параде. Процессия начинается на улице Раджпатх, проходит через Ворота Индии (India Gate) и направляется в сторону Красного Форта. Чтобы занять место на Раджпатх, вам потребуется билет, который можно купить (100-500 рупий) в туристическом офисе, туристическом агентстве или в отеле.

День мучеников (Martyr's Day) (30 янв). В этот день в 1948 г. ушел из жизни Махатма Ганди. С самого утра около Радж-гхата выстраивается почетный караул, а внутри проходят моления и песнопения в память о Ганди и всех тех, кто отдал свои жизни в борьбе за независимость.

Делийский Фестиваль Роз (Delhi Rose Festival) (конец января). Розы со всего мира выставляются на обозрение в районе гробницы Сафдарджанга (Safdarjang's tomb).

Шанкарлал Сангит Саммелан (Shankarlal Sangeet Sammelan) (конец января). Фестиваль индийской музыки и танцев. Подробнее о месте проведения театральные и музыкальных представлений можно узнать из местных журналов и газет.

Февраль

Васант Панчами (Basant Panchami) (2 фев.). Первый день весны. В течение месяца прекрасные могольские сады за Раштрапати Бхаван будут открыты для посещения.

Суражкунд Крафтс Мела (Surajkund Crafts Mela) (первая неделя февраля). Огромная выставка народных ремесел.

Делийская выставка цветов (Delhi Flower Show). Проводимая на территории крепости Пурана Кила выставка цветов и всевозможных гибридов со всех уголков мира.

Апрель

Амир Хусро (Amir Khusrau). Годовщина со дня смерти известного музыканта и поэта Амира Хусро. Молящиеся и каввали собираются в районе Низамуддин (Nizamuddin) и поют в память о нем.

Национальный фестиваль драмы (National Drama Festival). В здании Rabindra Bhavan проходят представления классического и современного танца, музыки и драмы.

Июль

Международный фестиваль манго (International Mango Festival). Очень яркое событие, в котором "участвуют" более пятисот разновидностей манго, обычно проходит на стадионе Talkatora Stadium. Бесплатные дегустации и культурная программа.

Август

День независимости (Independence Day) (15 авг.). Огромные толпы людей собираются в районе Красного Форта, чтобы стать свидетелями подъема флага. Событие сопровождается всеобщим весельем и песнопениями. Народные гуляния, танцы и музыка будут продолжаться до самого вечера.

Октябрь

Ганди Джаянти (Gandhi Jayanti) (2 окт.). День рождения Махатмы Ганди. В Радж-гхате поют песни и читают молитвы в память о нем.

Дассера (октябрь). Один из самых веселых и красочных индийских праздников, который длится десять дней подряд, на сцене идут постановки из древней эпической поэмы Рамаяны. На протяжении целого месяца в инсценированном эпосе Рамаяна (Ramlila) и у Делийских Ворот (Delhi Gate) будут идти захватывающие дух представления. В девятую ночь фестиваля рядом с Красным Фортом по обычаю проводится церемония сжигания чучел злых демонов.
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество