Группа
народов, основное население штата Бихар. Термин "бихарцы"
возник в отношении разных кастовых и лингвистических групп -
мигрантов из штата Бихар в другие области Индии. Общая
численность в Индии - 79 млн., а также в Бангладеш - 1,2
млн., в Непале - 2,95 млн., в Бутане - 10 тыс. человек.
Бихарцы (их называют также дешвали) - агломерат гетерогенных
групп.
Основная масса населения - бходжпурцы, магахи, майтхильцы.
Это близкие этнические общности, различающиеся по кастовой
структуре и обычаям. В настоящее время наблюдается
национально-культурное возрождение бходжпурцев и майихильцев.
Существует движение за создание на языковой основе штатов
Майтхили-Раджья и Бходжпури-Раджья.
Территория Бихара - один из центров формирования
древнеиндийской культуры и государственности. Здесь
существовали государства Митхила (Видеха), Вайшали (Личхави),
Магадха и Анга; часть земель Бихара входила в состав
государств Малла, Кошала и Ванга. Термин "бихар"
первоначально возник при Бхактияре Кхилджи, в отношении
территории, прилегающей к Бихар-Шарифу; там было обнаружено
множество буддийских монастырей - вихаров. Как отдельная
провинция Бихар был оформлен при правлении Акбара; тогда в
него входили северные территории современного Бихара и
область Чотангпур-Сантал Паргана.
Бихарцы говорят на близкородственных языках бходжпури,
магахи, майтхили, бадджика индо-арийской группы
индоевропейской языковой семьи (иногда они считаются
диалектами языков хинди или бихари). Широко распространён
также язык хинди. Бихарцы, проживающие за пределами Бихара,
обычно владеют двумя языками (родным и ория, нагамеским,
ассамским и т.д.).
На языках Бихара существуют богатый фольклор, развита
художественная литература. Антропологически бихарцы
принадлежат к индо-средиземноморской расе большой
европеоидной расы. На территории Бихара в 6 - 5 в. до н.э.
возникли буддизм и джайнизм. На общую картину религиозности
повлияли также племенные культы присутствующего тут
значительного числа адиваси, а также тантрические формы
индуизма. Большинство бихарцев - индуисты; имеются
мусульмане (в основном, сунниты), христиане, а также
небольшие группы сикхов, джайнов, буддистов. Мусульмане
живут в основном в городах.
Среди джайнов имеется много крупных финансистов,
промышленников. Высока в Бихаре общественная роль
майтхильских брахманов. Индуисты-бихарцы почитают божества
Картал Бабу, Махадева, Брахму, Баджангабали, Кали, Шиву,
Дургу, Лакшми. Хануман часто выступает как деревенское
божество. Обряды жизненного цикла варьируются от одной
общины к другой.
Праздники бихарцев-индуистов - общеиндийские; особенно
популярны Дивали, Дассера, Джанмаштми, Рам Навами, Чхат
Пуджа, Ракша Бандхан. Основное занятие - пашенное
земледелие: культивируют рис, а также пшеницу, просо,
бобовые, сахарный тростник, табак. Держат рабочий скот,
овец, коз, свиней (в основном, низшие касты), домашнюю
птицу. За пределами Бихара бихарцы часто не имеют земельной
собственности, и занимаются бизнесом, торговлей, работают в
промышленности и служащими предприятий. Селения небольшие, с
населением до 500 человек; в долине Ганги крупные, от 2 до
15 тысяч (очень высокая плотность населения). Типы жилищ в
Гангской долине - одноэтажные дома, со стенами из самана,
двух- или четырёхскатной крышей, крытой соломой или
черепицей.
В северо-западных и южных районах каркас жилища делается из
бамбука, стены плетёные, обмазанные глиной. Города небольшие
(крупнейшие - Патна, Ранчи, Музаффарпур, Джамшедпур,
Бхагалпур). Одежда мужчин - дхоти, женщин - сари. В северных
районах наблюдается мусульманское влияние в костюме,
распространены шальвар-камиз, курта-чуридар, шервани.
Символы замужества, носимые женщинами - пробор, покрашенный
синдуром, стеклянные браслеты. Основа пищи - отварной рис
или пшеница и дал, а также овощные блюда с пряностями и
приправами, лепёшки, кислое молоко, шербет. Праздничное
блюдо - пулао (рис, тушёный с овощами, мясом или рыбой).
Рыбу и мясо (но не говядину) иногда едят члены большинства
каст. Брахманы в основном вегетарианцы, но майтхильские
брахманы употребляют рыбу.
Среди бихарцев имеются различные сословия и касты -
брахманы, раджпуты, кайястха, бания, бхумихар, ядав, курми,
тели, дусад, чамар, паси, дом, мусахар, гоала, лохар, дхоби
и сури. Практикуется кастовая эндогамия. Касты
подразделяются на готры (в частности, готры Шандилия,
Шакарпура, Кашьяпа, Джадуванши, Куруванши, Хальдия, Магхья)
и линиджи (банса), чьи функции - регуляция брачных связей и
фиксация родового происхождения. Практикуется клановая
эндогамия и экзогамия на уровне готр. Брак совершается с
помощью выкупа невесты, известна практика взаимного обмена
сестёр (голта).
Семьи моногамны. Возможен повторный брак вдовца. Среди ряда
каст практикуется левират и сорорат. Мужские наследники
получают равные доли собственности, при главном наследнике -
старшем сыне. Растёт урбанизация: развиваются старые
индустриальные центры (Джамшедпур), создаются новые (в
основном, в южных районах). В северных областях преобладает
обрабатывающая промышленность (мелкая текстильная, табачные
фабрики, сахарные заводы).
В Ориссе, Западной Бенгалии, Ассаме бихарцы расселены в
основном в городских поселениях. Имеются поселения бихарцев
также в Сиккиме, Мегхалайе, Нагаленде (дистрикт Кохима).