Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Колката (Калькутта)

КОЛКАТА (КАЛЬКУТТА) - РАЗВЕ ДЕЛО В НАЗВАНИИ?
Колката (Калькутта)В то время как Калькутта борется за сохранение своего значения в мире, за последние годы усилилась местная тенденция окончательно заменить все английские слова на бенгальские, самым очевидным результатом чего стало переименование города из Калькутты в Колкату.

Движение за избавление от колониального прошлого города началось несколько десятилетий назад в шестидесятые и семидесятые годы, когда многие британские названия улиц были официально изменены, но Калькутта меняется медленно, и даже тридцать или более лет спустя некоторые из первоначальных названий по-прежнему широко используются наряду с новыми. Самая важная из этих улиц - Чоуринги (Chowringhee), или улица Джавахарлала Неру (Jawaharlal Nehru Road). Среди других подобных названий можно упомянуть улицу Рабиндраната Тагора (Rabindranath Tagore Street), хотя все называют ее по-прежнему Камак (Camac Street), BBD Bagh, говоря о которой все еще часто используют старое название - площадь Далхаузи (Dalhousie) или просто "Далхаузи", улицу Индиры Ганди (Indira Gandhi Road) - все называют ее Красной улицей (Red Road), Lenin Sarani - проспект Ленина (Dharamtala) и так далее: Mirza Ghalib Street (Free School Street), Bepin Bihari Ganguly Street (Bombazar Street), Rabindra Sarani (Chitpore Road), Ho Chi Minh Sarani (Harrington Street), Dr Mohammed Ishaque Road (Kyd Street), AJC Bose Road (Lower Circular Road), Muzaffar Ahmed Street (Ripon Street), Shakespeare Sarani (Theatre Road) и Rafi Ahmed Kidwai Street (Wellesley Street).

КАЛЬКУТТА И ОКРЕСТНОСТИ
Жители одного из четырех крупнейших мегаполисов Индии, Калькутты, гордятся своим городом и считают, что он полон очарования, а всевозможных достопримечательностей в нем ничуть не меньше, чем в любом другом. Подобно Мумбаи (Бомбею) и Ченнаи (Мадрасу), он не является древним городом; он возник благодаря европейской экспансии 17 века. Будучи образцовой столицей британского периода, он был величайшим колониальным городом Востока. Потомков искателей приключений, собиравшихся в 18 - 19 веках со всего земного шара, чтобы принять участие в торговом буме Калькутты, и теперь можно хорошо отличить в космополитической смеси общин. Несмотря на это, в последнее время усилился бенгальский национализм, в результате чего город был переименован в Колкату (Kolkata) - согласно нормам бенгальского произношения. Этому новому официальному названию города еще предстоит утвердиться в остальном мире.

Со времени обретения Индией независимости массовые миграции лишенных какой бы то ни было собственности беженцев, периодически появлявшихся в стране после различных потрясений 20 века, до предела истощили инфраструктуру города. Страдания многих людей, а также деятельность матери Терезы, направленная на привлечение внимания к наиболее несчастным жертвам, создали Калькутте репутацию города крайней нищеты, но сами жители считают это не вполне обоснованным. Они утверждают, что городские проблемы уже не так остры как, например, проблемы в Мумбаи или других городах мира, и что сцены в трущобах, изображенные в книге и фильме "Город Радости" (City of Joy), искажают действительность. И в самом деле, хотя могучие викторианские здания Калькутты облезают и разрушаются, а улицы подчас задыхаются от невозможности роста города, он излучает особую теплоту, которая редко кого оставляет равнодушным. Открытие тут первой системы подземного метро Индии в 1984 г. казалось первым признаком начала нового экономического обновления, но нельзя, тем не менее, отрицать, что за последние годы город сильно уступил в развитии возникающим по всей стране коммерческим центрам.

Калькуттским бенгальцам нравится думать о себе как об индийской интеллигенции; давнее изречение гласит, что "то, что Бенгалия делает сегодня, Индия будет делать завтра". В Калькутте творческая деятельность ценится выше политического или экономического успеха, там находится множество разнообразных галерей и проводятся грандиозные фестивали индийской классической музыки, процветает театр, в котором ставятся спектакли на бенгальском языке, а также существует кинотрадиция, которая, благодаря творчеству Сатьяджита Рея, получила признание во всем мире. В дополнение к многокрасочному хаосу местного искусства, в Калькутте преуспевает традиция политического плаката и различных видов графики. Повсюду, на каждой свободной поверхности, развешаны остроумные и цветистые лозунги, которые своим обилием могут сравниться разве что с лесом рекламных щитов.

Хотя, возможно, марксисты и управляют городом, заседая в главном оплоте империализма, Здании Писателей (Writers Building) на месте небезызвестной Черной Дыры, в настоящее время загороженном главным почтовым офисом, приезжие, как и ранее, ощущают Калькутту прежде всего как колониальный город. В числе величественных сооружений всевозможных стилей можно назвать внушительный Мемориал Виктория, неоготический собор святого Павла, а в собрании эклектического Индийского музея, одного из крупнейших музеев Азии, представлены экспонаты от представляющих флору и фауну до предметов археологии и искусства. Из многочисленных почтенных заведений британской эпохи сохранились ипподром, площадка для игры в поло, несколько эксклюзивных джентльменских клубов, а также благоговейное отношение к крикету.

С точки зрения климата, лучшим сезоном в Калькутте является короткая местная зима, когда максимальная дневная температура колеблется около +27°С, а рынки полны овощей и цветов. Перед наступлением муссонных дождей зной становится невыносимым; приход дождей в конце июня приносит облегчение, но также обычно и большие наводнения, которые превращают улицы в трясины. Следующие за коротким периодом наступающей после муссонов жары месяцы октябрь и ноябрь довольно приятны; в это время проходит самый крупный фестиваль города - Дурга пуджа.

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
К тому времени, когда выдающийся Джоб Чарнок (Job Charnock) устроил в 1690 г. штаб-квартиру Ост-Индской компании в Сутанути (Sutanuti) на восточном берегу реки Хугли, окрестности реки уже были усыпаны торговыми общинами из различных европейских стран. Кроме британцев, ранее базировавшихся на западном берегу Хугли, тут были также французы в Чандернагоре (Chandernagore), голландцы и армяне в Чинсурахе (Chinsurah), датчане в Серампуре (Serampore), португальцы в Банделе (Bandel) и даже греки в Ришре (Rishra) и немцы из Восточной Пруссии в Бхадешваре (Bhadeshwar).

При поддержке армян Ост-Индская компания приобрела землю в районе Сутанути и в 1699 г. завершила строительство крепости - форта Уильям (Fort William). Несколько лет спустя Ост-Индская компания присоединила Сутанути и две другие деревни, образовав городок Калькутта (Culcutta).

Хотя существует несколько теорий, вполне возможно, что это название происходит от слова Kalikutir, "дом или храм Кали" - имеется в виду храм Калигхат (Kalighat). Джоб Чарнок, первый губернатор города, женился на индийской женщине, спасенной от исполнения ритуала сати - самосожжения на погребальном костре ее первого мужа.

С успехом в торговле появились амбициозные планы дальнейшего развития; в 1715 г. делегация, отправленная к могольскому двору в Дели, обсудила торговые права, а также возможность приобретения нескольких деревень и небольших городков по обоим берегам реки Хугли, которые вместе с прежними землями должны были составить территорию протяженностью примерно в 15 км. Компания построила по периметру зоны ров, чтобы лучше отражать возможные атаки маратхов; он получил название Маратхского Рва, и сейчас его местоположение отмечено Кольцевой Дорогой. Позднее компания ввязалась в паутину политики местных властей, последствия чего оказались непредвиденными - как эпизод с Черной Дырой, так и весьма желанный приход британцев к власти в Бенгалии, последовавший за битвой при Плесси в 1758 г. Признание в 1773 г. лондонским парламентом торговой монополии компании привело к переносу столицы Бенгалии из Муршидабада в Калькутту, и город стал расчетной палатой для самых разнообразных видов коммерции, в том числе прибыльного экспорта опиума в Китай.

Поначалу Ост-Индская компания привозила сюда из Британии молодых холостяков для работы в качестве служащих. Их называли "писателями", и жили они в спартанских условиях в общих глиняных хижинах до тех пор, пока для их удобства не было построено "Здание писателей". Поскольку они привыкли к туземным обычаям и сожительствовали с местными женщинами, именно они оказались ответственны за возникновение новой евразийской общины. Через некоторое время, когда парламент отменил монополию компании и двери распахнулись настежь для всех желающих торговать в регионе, отовсюду нахлынули купцы и искатели приключений - парсы, багдадские евреи, афганцы и индийцы из других частей страны. К 1857 г., благодаря таким великолепным сооружениям как здание суда (Court House), Здание правительства (Government House), собор святого Павла, Калькутта заслужила эпитет "Город дворцов". В действительности же, вследствие влажного и неблагоприятного климата, гниющих соляных болот и беспорядочного роста количества лачуг город стал рассадником нищеты и болезней.

Разнообразная городская элита - в том числе бенгальские купцы - получила прозвище bhadra log - "хорошие люди". Хотя этот термин был зло высмеян Р. Киплингом в описании бандарлогов, или "обезьяньего народа", в его "Книге Джунглей" (Jungle Book), именно благодаря им было достигнуто процветание культуры и искусств, известное под названием Бенгальского Возрождения. Значение Калькутты как международного порта стало падать с открытием в 1869 г. Суэцкого канала, возвышением Бомбея, а также прекращением торговли опиумом. В 1911 г. дни славы Калькутты определенно подошли к концу; имперская столица Индии была перенесена в Дели.

ПРАЗДНИКИ КАЛЬКУТТЫ
Большинство индуистских праздников Калькутты посвящены различным формам Богини-матери. Будучи некогда одним из центров североиндийского буддизма, Бенгалия сочетает уникальную смесь традиций; тантрический индуизм, близкий к буддизму ваджраяны, все еще ощущается в приверженности к мистическим божествам, таким как Тара. Божество самой Калькутты, черная богиня Кали, является эманацией супруги Шивы. Кали изображают с четырьмя руками, стоящей на теле распростертого на земле Шивы.

Двухнедельная Дурга пуджа (Durga Puja) (сент.-окт.) - самое пышное празднество Бенгалии. Символ победы, Дургу, изображают с десятью руками, умерщвляющей демона Махишу, который принял образ буйвола и угрожал богам. Дурга либо восседает на льве, либо лев ее сопровождает. Другие праздники (пуджи) устраивают в честь Лакшми, богини счастья и богатства, Сарасвати, богини искусств и учености, которую представляют красивой женщиной, сидящей на лотосе и играющей на инструменте вина.

Во время празднований изображения богинь из соломы, папье-маше или глины, изготовляемые в виде пышных женщин с огромными круглыми грудями, одевают и украшают, а затем несут шумными процессиями на импровизированные алтари, называемые пандалами. Сооруженные на пожертвования бизнесменов и местных жителей, пандалы нередко целиком заполняют маленькие улочки, громко ревет музыка, искаженная некачественными динамиками. Когда после пуджи изображение несут на погружение в реку, конкуренция между пандалами иногда приводит к уличным дракам.

Джойдеб мела (Joydeb Mela) (начало - середина янв.). Поминовение Джойдеба (Джаядева), автора Гиты Говинды, знаменитой религиозно-эротической поэмы 13 в., почитаемой баулами, проводится в деревне Кендули (Kenduli) рядом с Шантиникетаном (Shantiniketan); на этом празднике можно послушать баулов - поэтов и музыкантов - в их естественной стихии.

Ганга Сагар мела (Ganga Sagar Mela) (середина янв.). Во время зимнего солнцестояния Макар Санкранти (Makar Sankranti) сотни тысяч индуистских паломников проезжают через Калькутту на трехдневный праздник в Сагар Двип (Sagar Dwip), расположенный в 150 км на юг в устье Хугли, где Ганга впадает в море. Многие садху, прибывающие на мелу, живут в храме Шивы в Нимтолла-гхате (Nimtolla Ghat), к северу от моста Ховра (Howrah).

Сарасвати пуджа (Saraswati Puja) (янв.-фев.). Важное празднество с пандалами в честь богини учености, которое проходит по всему городу.

Китайский Новый год (янв.-фев.). Отмечается недельными празднованиями с танцами драконов, огненными хлопушками и прекрасной едой, проходит в районе пригорода Тангра.

Шивратри (Shivratri) (конец фев.). Общенациональный праздник, посвященный Шиве, отмечается по всему городу.

Бакрид (Bakrid) (фев.-март). Большие части Майдана превращаются в гигантскую молитвенную площадку, когда в конце священного месяца Рамадан молятся тысячи мусульман.

Дол Пурнима (Dol Purnima), или Холи (Holi) (фев.-март). Весенний праздник, когда любого, достаточно отчаянного человека, решившегося выйти на улицу, наверняка обольют краской и обсыплют разноцветной пудрой.

Мухаррам (Muharram) (май-июнь). Мусульмане-шииты отмечают годовщину мученичества Хуссейна жестоким покаянием, в том числе процессиями самобичующихся.

Вишвакарма пуджа (Vishvakarma Puja) (сент.). Посвящается Вишвакарме - богу Творения; ремесленники и художники украшают свои инструменты изображениями божества.

Дурга пуджа (сент.-окт.). Празднуемый перед наступлением зимы, Дурга пуджа является бенгальским эквивалентом Рождества. Его пик приходится на Махадашами (Mahadashami), когда изображения божеств несут к реке на погружение. В других местах праздник известен под названием Дассера.

Лакшми пуджа (окт.-нояб.). Отмечается пять дней спустя после Махадашами, в полнолуние, в честь богини счастья и богатства.

Дивали и Кали пуджа (окт.-нояб.). Кали пуджу отмечают две недели спустя после Лакшми пуджи в безлунную ночь, когда богине приносят в жертву черных козлов. Кали Пуджа совпадает по времени с Дивали, праздником огней.

Рождество (25 дек.). Park Street и Новый Рынок украшены волшебными лампочками и странно выглядящей елкой. В кондитерских продают сливовый пудинг, многие посещают полуночную мессу.

Пош мела (Posh Mela) (конец дек.). Проходит в Шантиникетане сразу после Рождества; мела привлекает баулов - странствующих поэтов и музыкантов, которые выступают перед большими аудиториями зрителей (на вкус некоторых слишком большими).
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество