Период правления Гуптов (320 - 550 гг. н.э.), а позднее и
Харшей и Вардхана (606 - 647 гг.), ознаменовался
территориальными объединениями; это было время культурного
и экономического расцвета.
Император Чандрагупта Первый в
320 г. напечатал монеты в честь своей коронации и заключения
брака с царевной из племени личчхави с территории Вайшали.
Чандрагупта Первый основал мощное царство, объединившее
Магадху, Кошалу и Айодхью в долине Ганги; он получил титул
Великого Царя Царей - махараджадхираджа.
Его сын и наследник, Самудрагупта (335 - 376 гг.), расширил
границы царства от территории современного Панджаба до
Ассама. Самудрагупта создал основы для второй по величине
империи в предсредневековой Индии, которая достигла вершины
развития в период правления его преемника. Чандрагупта
Второй (376 - 415 гг.) подчинил себе области в Гуджарате,
что гарантировало доступ к торговле западного побережья в
конце четвертого столетия н.э.; он заново объединил всю
Северную Индию, за исключением северо-западного края.
Китайский монах-паломник, Фа Цзянь, посетил Индию в период
царствования Чандрагупты Второго; он описал дворцы и
бесплатные лечебницы Паталипутры и отметил факт, что все
знатные индусы были вегетарианцами.
Он также упоминает дискриминацию неприкасаемых, которые
обязаны были нести с собой гонги, чтобы предупреждать
прохожих о своем приближении. Но вообще он описывает империю
как преуспевающую, счастливую и мирную. Гупты проводили
ведические жертвоприношения и покровительствовали народным
формам индуизма, но буддизм продолжил процветать, и Фа Цзянь
упоминает о тысячах монахов, живущих в Матхуре и Паталипутре.
Патронаж искусства и литературы предопределил развитие
классической культуры, которая стала образцом для
последующих поколений. Светская литература на санскрите
достигла совершенства в работах Калидасы, великого
индийского поэта и драматурга. Чудесные фрески пещер Аджанты
и Эллоры по сей день вдохновляют художников. В это время
сформировался северный стиль индуистского храма, который
стал классической архитектурной формой Индии; прекрасный
тому пример - храмы в Деогархе около Джанси в Центральной
Индии.
Ранние индуистские храмы были сравнительно маленькими и
простыми; внутреннее святилище (гарбха-гриха), обитель
божества, было связано с большим залом (мандапа), где
собирались верующие. Эпоха Гуптов произвела великих
мыслителей; оформились шесть систем философии (миманса,
веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика), проходили диспуты
с буддистами и джайнами. В пятом столетии великий астроном,
Арьябхатта, предположил, что Земля, вращаемая на собственной
оси, движется вокруг Солнца.
В кратком комментарии
относительно анонимного математического текста он использует
десятичную систему из девяти цифр и понятия нуля. Империя
Гуптов оставалась относительно мирной в течение длинного
господства Кумарагупты; во время царствования Скандагупты
(454 г.) Западной Индии снова начали угрожать вторжения из
Центральной Азии.
Сканда сумел отразить набеги белых гуннов, но после его
смерти они напали вновь; разрушение центрально-азиатской
торговли серьезно дестабилизировало империю. К концу пятого
столетия гунны вырвали земли Панджаба из-под контроля Гуптов,
а дальнейшие вторжения в начале шестого столетия нанесли
смертельный удар империи, которая полностью распалась к
550-м гг.
Также в шестом столетии другая волна центрально-азиатских
племен, включая гурджара, победила местные племена в
Раджастхане; были основаны династии раджпутов. После упадка
Гуптов Северная Индия снова раскалывается на конкурирующие
царства. Начиная с 606 г. в течение сорока лет правила
династия Харша, империя которой располагалась от Гуджарата
до Бенгалии, включая Панджаб, Кашмир и Непал; их столица
располагалась в Канаудже.
Даже правитель Ассама признавал их владычество, но попытки
продвигаться на Декан были решительно отражены Чалукьями.
Основатель династии Харша обладал значительным талантом и
неутомимой энергией; в дополнение к военным достижения, он
написал три драмы и покровительствовал занятиям философей и
литературой. Империя Харшы была по существу феодальная, с
большинством побежденных царей, сохраняющих свои троны как
вассалы. Когда император умер, не оставив наследников, в 647
гг., империя опять распалась на независимые царства.
|