Новая страница в истории Индии начинается с эпохи вторжений
колесниц индоевропейских полукочевых народов. Это было
начало нового исторического периода древней Индии, его
называют "ведическим" в связи с древнейшей священной
индийской литературой, текстами Вед, собранием (самхита)
гимнов на ведическом языке (предшественнике санскрита).
Хотя
эти тексты были составлены между 1500 и 1000 гг. до н.э.,
их полное собрание не было четко зафиксировано до 900 или
800 гг. до н.э. К тому времени значительная часть смысла
этих религиозных текстов, уже была утеряна в связи со
многими изменениями в социальной, экономической, религиозной
и политической жизни.
Волны мигрантов были племенами,
кочевавшими по обширному пространству Азии, они
ассимилировались со многими другими народами, населявшими
Европу, Ближний Восток и Индийский субконтинент с начала
второго тысячелетия до н.э. Эти племена, вероятно,
несколькими волнами мигрантов в течение нескольких столетий
заселяли территорию современного штата Панджаб с Иранского
плато. Их культура сильно отличалась от культуры предыдущей
цивилизации долины Инда; в ведических текстах описывается,
как бог Индра разрушает сотни городских поселений
аборигенов. Полукочевые охотники и скотоводы, обосновавшись
в области, известной как Сапта-Синдху - "семь Индов" (от
Кабула до пустыни Раджастхана), начали распространяться в
восточном направлении в область известную как Доаб. Они
восприняли земледелие от побежденных и ассимилированных
народов. Племена начали организовываться в деревенские
общины, управляемые племенными советами (сабха и самити) и
военными правителями (раджа), которые предлагали защиту
взамен дани; жертвы главного священника (пурохита) защищали
их процветание и военный успех. Гимны косвенно описывают
межплеменные конфликты того периода, но имела место и
солидарность против местных народов, называемых часто даса
("рабы").
Первоначально это был общий термин для "рабов", а
также обозначало "слуг", поскольку они были колонизированы в
пределах земли арьев (Арьяварта). Туземцы описаны как
темнокожие народы, поклоняющиеся фаллосу, имеющие много
рогатого скота и живущие в укрепленных городах или
поселениях (пура). "Арья" начали подчеркивать важность
сохранения "чистоты крови", поскольку они обосновались среди
инородных темнокожих аборигенов; их социальная структура
обрела жесткие рамки, возникли закрытые сословия, чтобы
исключить ассимиляцию дасов. В то же время священники,
единственные хранители и носители все более усложнявшейся
устной традиции жертвенной религии, начали требовать для
себя высочайших социальных привилегий.
Сложившееся
четырехкратное разделение общества получило религиозную
санкцию, восходившую к тексту ведического гимна, где
описывается четыре сословия (варна, буквально "цвет,
окрашенность"), исходящие изо рта, рук, бедер и ног
первозданного человека (Пуруши). Четыре сословия (варна) -
священники, воины, крестьяне и рабы (брахманы, кшатрии,
вайшья и шудры) - сохранились как фундаментальная структура
индуистского общества по сей день. Первые три составили
более высокие классы общества, имевшие статус "дваждырожденных"
(двиджа); их стали обслуживать дасья и другие неарийские
народы, составившие низкое сословие шудр. В поздневедический
период, между 1000 и 600 гг. до. н.э., центр культуры и
власти арийских народов переместился с территории
современного штата Панджаб и северо-западных областей
Индостана к Доабу, откуда их влияние продолжило
распространяться в восточном направлении и на юг. Священные
тексты Вед, самхиты Самведы, Яджурведы и Атхарваведы, а
также комментаторские тексты к ним - брахманы, араньяки и
упанишады, складываются в это время. Они сообщают нам много
относительно религиозной жизни, но содержат только небольшие
сведения относительно этнокультурных, экономических и
политических событий субконтинента.
В одной из брахман
рассказывается, как Агни, ведический бог огня, продвигался в
восточном направлении, уничтожая джунгли, пока его движение
не остановилось у реки Гандак. Арийцы отказались пересекать
реку, потому что Агни не очистил землю. Тогда бог огня велел
воину по имени Видегха Матхава перенести его через реку. В
этой истории идет речь, видимо, о процессе колонизации
арийских племен в восточном направлении, что сопровождалось
сжиганием джунглей и формированием новых регулярных
поселений. В индийском эпосе - Махабхарате, Рамаяне, а также
в мифологических повествованиях - пуранах, видимо,
содержатся сведения об этом времени. Хотя они ненадежны как
исторические источники, так как содержат и древние, и
позднейшие повествования, из них все же возможно извлечь
некоторые исторические фактов, правда, переплетенные часто с
мифами и легендами. Великое сражение на поле Куру -
центральная тема Махабхараты, это, видимо, историческое
событие, имевшее место недалеко от современного Дели где-то
между девятым и восьмым столетиями до н.э. Это была
кульминация династического спора между родами Куру и Пандава.
Археологические находки, являющиеся подтверждением событий,
описанных в Махабхарате, были обнаружены в раскопках двух
главных поселений, упомянутых в эпосе, - Индрапрастхи,
расположенной на территории современного Дели, и Хастинапура,
расположенного севернее, по направлению к Ганге. Последний
был столицей племени куру, чьи правители Парикшита и
Джанамеджайя упоминаются в ведической литературе как
могущественные завоеватели. Ко времени событий на Курукшетре
арийские народы уже продвинулись в середину долины Ганги и
сформировали там царство Кошала со столицей в Айодхье.
Согласно Рамаяне, это было царство Рамы, царственного героя
и бога - воплощения Вишну.
В текстах Вед нет упоминаний ни о
Раме, ни о его отце Дашаратхе, но имеются сведения о тесте
Рамы, Джанаке Видехе. Распространение арийского влияния на
юг Индии отражено, возможно, в мифе вторжения Рамы в
Шри-Ланку для спасения своей похищенной супруги Ситы. В это
время культура и ранняя государственность, сформировавшиеся
на территории современных штатов Тамилнад, Керала и
Карнатака, еще оставались нетронутыми арийскими
переселенцами. Арианизация севера Индии продолжалась в
течение многих столетий, и со временем начала охватывать
также и Центральную Индию. Арийские племена перемещались на
восток, далее Кошалы, к царству Каши (находившемуся на
территории современного Варанаси), Видеха (к востоку от реки
Гандак и к северу от Ганги), и Анга (на границе с
Бенгалией). Племя ядавов обосновалось вокруг Матхуры на реке
Ямуна; часть племени ядавов, по-видимому, позднее
колонизировало Саураштру на территории современного
Гуджарата. Далее на восток, вниз по течению Ямуны, царство
Ватса воздвигло свою столицу в Каусамби. Другие племена
продвинулись на юг вниз по реке Чамбал, к царству Аванти;
некоторые племена расселились и по реке Нармада. К концу
ведического периода арийские племена уже, видимо, оказывали
влияние и на более южные области Индостана - Декан. Этому
территориальному расширению способствовали важные события в
истории арийских народов. Если во время появления
индоевропейских народов в Индостане металлургия
ограничивалась изготовлением изделий из золота, меди и
бронзы, то в поздний ведический период возникает технология
выплавки олова, серебра и железа. Использование железа,
вместе с приручением слонов, облегчило быструю расчистку
лесов и джунглей для создания поселений. Стало возможным
выращивать разнообразные зерновые культуры, включая рис;
значительно выросли специализированные отрасли ремесел,
восстановилась торговая связь с Центральной и Передней
Азией, сократившаяся со времени падения цивилизации долины
Инда.
Древнеиндийская культура развивалась на основе
смешения и преобразования взаимовлияний между арийскими и
местными, аборигенными народами. К концу ведического периода
арийские племена создали небольшие ранние государственные
образования, царства. Некоторые из них можно даже назвать
республиками (джанапада), но со временем власть племенных
собраний падала и заменялась царской формой управления.
Родственники и придворные правителя сформировывали простую
административную систему, известную как "Обладатели
Драгоценности" (ратнин), она включала главного священника,
гофмейстера и должностные лица двора. Система родственных
связей стала более жесткой, она регулировалась духовенством;
отношения между светской и священной властью стали
напряженными. Брахманическая литература, сочиняемая
священниками, содержит инструкции для выполнения
жертвоприношений, связанных с оформлением и поддержанием
царской власти, например, царской церемонии посвящения (раджасуя)
и конского жертвоприношения (ашвамедха). Таким образом,
священники с помощью религиозных обрядов оформляли систему
родственных связей и политических учреждений. Однако не вся
религиозная жизнь конца ведического периода была связана
только с политическими событиями.
Развивались также и
направления, связанные с психологией, исследованием духовной
жизни личности. Распад племенной идентичности создавал
глубокое впечатление ненадежности бытия, которое вместе с
сомнениями относительно эффективности общинных жертвенных
ритуалов вело к появлению большого числа нонконформистов и
отшельников. Их мировоззрение нам известно по литературе
араньяк и упанишад, которые заложили основы для нескольких
философских систем, развитых позднее.
|