Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Ведический период, 1500 – 600 гг. до н.э.

Новая страница в истории Индии начинается с эпохи вторжений колесниц индоевропейских полукочевых народов. Это было начало нового исторического периода древней Индии, его называют "ведическим" в связи с древнейшей священной индийской литературой, текстами Вед, собранием (самхита) гимнов на ведическом языке (предшественнике санскрита).

Хотя эти тексты были составлены между 1500 и 1000 гг. до н.э., их полное собрание не было четко зафиксировано до 900 или 800 гг. до н.э. К тому времени значительная часть смысла этих религиозных текстов, уже была утеряна в связи со многими изменениями в социальной, экономической, религиозной и политической жизни.

Волны мигрантов были племенами, кочевавшими по обширному пространству Азии, они ассимилировались со многими другими народами, населявшими Европу, Ближний Восток и Индийский субконтинент с начала второго тысячелетия до н.э. Эти племена, вероятно, несколькими волнами мигрантов в течение нескольких столетий заселяли территорию современного штата Панджаб с Иранского плато. Их культура сильно отличалась от культуры предыдущей цивилизации долины Инда; в ведических текстах описывается, как бог Индра разрушает сотни городских поселений аборигенов. Полукочевые охотники и скотоводы, обосновавшись в области, известной как Сапта-Синдху - "семь Индов" (от Кабула до пустыни Раджастхана), начали распространяться в восточном направлении в область известную как Доаб. Они восприняли земледелие от побежденных и ассимилированных народов. Племена начали организовываться в деревенские общины, управляемые племенными советами (сабха и самити) и военными правителями (раджа), которые предлагали защиту взамен дани; жертвы главного священника (пурохита) защищали их процветание и военный успех. Гимны косвенно описывают межплеменные конфликты того периода, но имела место и солидарность против местных народов, называемых часто даса ("рабы").

Первоначально это был общий термин для "рабов", а также обозначало "слуг", поскольку они были колонизированы в пределах земли арьев (Арьяварта). Туземцы описаны как темнокожие народы, поклоняющиеся фаллосу, имеющие много рогатого скота и живущие в укрепленных городах или поселениях (пура). "Арья" начали подчеркивать важность сохранения "чистоты крови", поскольку они обосновались среди инородных темнокожих аборигенов; их социальная структура обрела жесткие рамки, возникли закрытые сословия, чтобы исключить ассимиляцию дасов. В то же время священники, единственные хранители и носители все более усложнявшейся устной традиции жертвенной религии, начали требовать для себя высочайших социальных привилегий.

Сложившееся четырехкратное разделение общества получило религиозную санкцию, восходившую к тексту ведического гимна, где описывается четыре сословия (варна, буквально "цвет, окрашенность"), исходящие изо рта, рук, бедер и ног первозданного человека (Пуруши). Четыре сословия (варна) - священники, воины, крестьяне и рабы (брахманы, кшатрии, вайшья и шудры) - сохранились как фундаментальная структура индуистского общества по сей день. Первые три составили более высокие классы общества, имевшие статус "дваждырожденных" (двиджа); их стали обслуживать дасья и другие неарийские народы, составившие низкое сословие шудр. В поздневедический период, между 1000 и 600 гг. до. н.э., центр культуры и власти арийских народов переместился с территории современного штата Панджаб и северо-западных областей Индостана к Доабу, откуда их влияние продолжило распространяться в восточном направлении и на юг. Священные тексты Вед, самхиты Самведы, Яджурведы и Атхарваведы, а также комментаторские тексты к ним - брахманы, араньяки и упанишады, складываются в это время. Они сообщают нам много относительно религиозной жизни, но содержат только небольшие сведения относительно этнокультурных, экономических и политических событий субконтинента.

В одной из брахман рассказывается, как Агни, ведический бог огня, продвигался в восточном направлении, уничтожая джунгли, пока его движение не остановилось у реки Гандак. Арийцы отказались пересекать реку, потому что Агни не очистил землю. Тогда бог огня велел воину по имени Видегха Матхава перенести его через реку. В этой истории идет речь, видимо, о процессе колонизации арийских племен в восточном направлении, что сопровождалось сжиганием джунглей и формированием новых регулярных поселений. В индийском эпосе - Махабхарате, Рамаяне, а также в мифологических повествованиях - пуранах, видимо, содержатся сведения об этом времени. Хотя они ненадежны как исторические источники, так как содержат и древние, и позднейшие повествования, из них все же возможно извлечь некоторые исторические фактов, правда, переплетенные часто с мифами и легендами. Великое сражение на поле Куру - центральная тема Махабхараты, это, видимо, историческое событие, имевшее место недалеко от современного Дели где-то между девятым и восьмым столетиями до н.э. Это была кульминация династического спора между родами Куру и Пандава.

Археологические находки, являющиеся подтверждением событий, описанных в Махабхарате, были обнаружены в раскопках двух главных поселений, упомянутых в эпосе, - Индрапрастхи, расположенной на территории современного Дели, и Хастинапура, расположенного севернее, по направлению к Ганге. Последний был столицей племени куру, чьи правители Парикшита и Джанамеджайя упоминаются в ведической литературе как могущественные завоеватели. Ко времени событий на Курукшетре арийские народы уже продвинулись в середину долины Ганги и сформировали там царство Кошала со столицей в Айодхье. Согласно Рамаяне, это было царство Рамы, царственного героя и бога - воплощения Вишну.

В текстах Вед нет упоминаний ни о Раме, ни о его отце Дашаратхе, но имеются сведения о тесте Рамы, Джанаке Видехе. Распространение арийского влияния на юг Индии отражено, возможно, в мифе вторжения Рамы в Шри-Ланку для спасения своей похищенной супруги Ситы. В это время культура и ранняя государственность, сформировавшиеся на территории современных штатов Тамилнад, Керала и Карнатака, еще оставались нетронутыми арийскими переселенцами. Арианизация севера Индии продолжалась в течение многих столетий, и со временем начала охватывать также и Центральную Индию. Арийские племена перемещались на восток, далее Кошалы, к царству Каши (находившемуся на территории современного Варанаси), Видеха (к востоку от реки Гандак и к северу от Ганги), и Анга (на границе с Бенгалией). Племя ядавов обосновалось вокруг Матхуры на реке Ямуна; часть племени ядавов, по-видимому, позднее колонизировало Саураштру на территории современного Гуджарата. Далее на восток, вниз по течению Ямуны, царство Ватса воздвигло свою столицу в Каусамби. Другие племена продвинулись на юг вниз по реке Чамбал, к царству Аванти; некоторые племена расселились и по реке Нармада. К концу ведического периода арийские племена уже, видимо, оказывали влияние и на более южные области Индостана - Декан. Этому территориальному расширению способствовали важные события в истории арийских народов. Если во время появления индоевропейских народов в Индостане металлургия ограничивалась изготовлением изделий из золота, меди и бронзы, то в поздний ведический период возникает технология выплавки олова, серебра и железа. Использование железа, вместе с приручением слонов, облегчило быструю расчистку лесов и джунглей для создания поселений. Стало возможным выращивать разнообразные зерновые культуры, включая рис; значительно выросли специализированные отрасли ремесел, восстановилась торговая связь с Центральной и Передней Азией, сократившаяся со времени падения цивилизации долины Инда.

Древнеиндийская культура развивалась на основе смешения и преобразования взаимовлияний между арийскими и местными, аборигенными народами. К концу ведического периода арийские племена создали небольшие ранние государственные образования, царства. Некоторые из них можно даже назвать республиками (джанапада), но со временем власть племенных собраний падала и заменялась царской формой управления.

Родственники и придворные правителя сформировывали простую административную систему, известную как "Обладатели Драгоценности" (ратнин), она включала главного священника, гофмейстера и должностные лица двора. Система родственных связей стала более жесткой, она регулировалась духовенством; отношения между светской и священной властью стали напряженными. Брахманическая литература, сочиняемая священниками, содержит инструкции для выполнения жертвоприношений, связанных с оформлением и поддержанием царской власти, например, царской церемонии посвящения (раджасуя) и конского жертвоприношения (ашвамедха). Таким образом, священники с помощью религиозных обрядов оформляли систему родственных связей и политических учреждений. Однако не вся религиозная жизнь конца ведического периода была связана только с политическими событиями.

Развивались также и направления, связанные с психологией, исследованием духовной жизни личности. Распад племенной идентичности создавал глубокое впечатление ненадежности бытия, которое вместе с сомнениями относительно эффективности общинных жертвенных ритуалов вело к появлению большого числа нонконформистов и отшельников. Их мировоззрение нам известно по литературе араньяк и упанишад, которые заложили основы для нескольких философских систем, развитых позднее.
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество