Само
название - кашмири. Народ в Индии, проживающий главным
образом в штате Джамму и Кашмир. Численность 3.4 млн.
человек.
Согласно данным 1981 г. 1.45% кашмирцев живут вне пределов
штата Джамму и Кашмир, в основном, в штате Химачал-Прадеш
(67.13%), а также в Харьяне (2.9%), Махараштре (3.28%),
Панджабе (2.5%), Раджастхане (2.23%), Уттар-Прадеш (4.55%) и
Дели (10.9). Относятся к индо-средиземноморской расе большой
европеоидной расы, к мезо- и неоиндийскому типу.
Язык кашмири дардской подгруппы индоарийской группы
индоевропейской языковой семьи. Имеет диалекты кашмири (на
его основе - литературный язык), каштавари, погули, сираджи,
рамбани. Среди мусульман преобладает арабская графика, среди
индуистов - письменность деванагари. 24.16% кашмирцев
билингвы. 84.47% кашмирцев кроме кашмири говорят также на
урду, официальном языке штата Джамму и Кашмир. 8.58%
кашмирцев говорят также на хинди, 0.15% на панджаби, 0.93%
на догри, 5.68% на английском.
В настоящее время большинство кашмирцев -
мусульмане-сунниты. В ХVI - ХVIII вв., во время
завоевательных войн мусульманских правителей Ирана,
Афганистана и Средней Азии, кашмирцы были обращены в ислам,
в значительной мере были ассимилированы. Кашмирцы -
индуисты, в основном, шиваиты, почитают Шиву и Дургу.
Распространено почитание божеств местных пантеонов - Шарика,
Рагья, Джвала. Индуизм в Кашмире издревле был высоко
развитым, здесь во второй половине 1 - начале 2 тыс. н.э.
развилось направление кашмирского шиваизма.
В ХIII в. появились переложения Вед на кашмири. С ХIII в.
тут развивалась оригинальная литература на основе
собственной письменности шарада. В 1947 г. был создан штат
Джамму и Кашмир, усилились процессы национальной
консолидации кашмирцев. Кашмирцы - брахманы сарасват,
кашмирские пандиты (также батта), происходящие из Кашмирской
долины, проживающие на территории Джамму и Кашмир (в
основном, в городах). Среди кашмирцев-пандитов выделяются
эндогамные группы - гор (класс священников) и каркун
(государственные служащие); они подразделяются на 199 готра.
Другое деление кашмирских пандитов - малмаси и банамаси
(последние мигрировали, и позднее вернулись в Кашмир), бухур
и парби (низкие страты в иерерхии). Преобладают моногамные
патрилокальные нуклеарные семьи. Практикуются развод и
повторный брак. Основное занятие - пашенное земледелие
(возделывают рис, кукуруза, пшеница, ячмень, хлопок, шафран,
масличные, садовые, огородные культуры, цветы), а также
скотоводство (главным образом овцеводство). Традиционные
ремёсла - изготовление шерстяных (кашмирских) шалей,
ворсовых ковров, вышитых ковров из ворса, изделий из
папье-маше, меди, эмаль, резьба по дереву.
Традиционное жилище - двух- или трёхэтажные дома, каменные,
кирпичные или деревянные, первый этаж служит для содержания
скота и утвари, второй и третий - жилые. Крыша высокая, из
черепицы, соломы, дранки. Основная пища - рис, большинство
кашмирцов (но не высококастовые брахманы) едят мясо.
Традиционные блюда - яхни (блюдо из рубленного мяса с пряным
соусом), кофта (шарики из мелко молотого мяса или овощей),
гуштаба (мясной шар, пропитанный горячим пряным соком).
Костюм кашмирцев архаичен, между мужским и женским
комплектами наблюдаются малые различия. В отличие от прочих
народов Индии, многие элементы в одежде кашмирцев шерстяные.
Состав костюма: длинная рубаха курта, нима, камиз (у женщин
- более короткая), распашные халаты пхирен и чога (женские -
более длинные) и штаны (мужские - пайджама, женские -
шальвар). Мужчины носят шапочки (мусульмане - пилотки,
индуисты - круглые), женщины - круглые шапочки, или
покрывают голову шалью или краем сари. Одежда индуистов, в
отличие от мусульман, более узкая. Женщины - мусульманки
носят бурку или парду.
Одежда (в особенности, женская)
украшена вышивкой. Мужчины и женщины носят шали и покрывала
- чадар. Праздники - Кхехриямавас, Навруз, Сонт Пармасатам
(Джанмаштми), Хираз (Шивратри). Кашмирцы - индуисты посещают
также местные мусульманские святыни.