Для
многих миниатюрная фигура Матери Терезы являлась главным
представлением о христианстве в Индии. Хотя к иностранным
монахиням и относятся уважительно, они далеко не
единственные христиане в стране. В целом христиан
насчитывается около 2 млн. человек, причем многие относится
к адиваси - племенным сообществам и к далитам -
неприкасаемым.
РАННЯЯ ИСТОРИЯ
После смерти и воскресения Иисуса Христа апостол Фома, по
преданию, прибыл на землю Кералы в 54 году н.э., и начал
обращать в христианство торговцев, живущих в процветающем
порту Музири (Кодунгалор). Существует множество рассказов о
чудесах Мар Тома - "святого Фомы", как его называют на
Малабарском побережье. Одна легенда рассказывает о его
общении с брахманами из Парура, которые пытались
удовлетворить богов, подбрасывая в воздух воду. "Если боги
примут подношение, капли воды застынут в воздухе", - сказал
святой Фома.
Когда же он сам начал подбрасывать воду в воздух, капли воды
мистическим образом застыли у него над головой, что привело
к обращению в христианство наблюдавших за этим брахманов.
Южноиндийская легенда гласит, что Фома мученически погиб 21
декабря 72 г. н.э. в Майлапуре в Ченнаи (Мадрасе). Могила
стала местом паломничества и в ознаменование этого факта в
конце 19 века португальцы на этом месте построили готический
собор святого Фомы. В соответствии с преданиями, церковь
святого Фомы является древнейшей христианской деноминацией в
мире. Но документальное свидетельство говорит о том, что
христианская деятельность на субконтиненте может быть
прослежена лишь с 6 века, когда в соответствии с царской
грамотой появившиеся на территории Южной Индии сирийцы
получили право поселения.
ПРИБЫТИЕ ЕВРОПЕЙЦЕВ
С 16 века и далее история церквей в Индии связана с
распространением христиан-католиков по субконтиненту. В 1552
году Святой Франциск Ксавье приехал в португальскую торговую
колонию в Гоа для организации миссии для неприкасаемых
индуистов. Его могила и мощи находятся в базилике Бон Иисус
в Старом Гоа до сегодняшнего дня. В 1559 году по приказанию
короля Португалии на Гоа прибыла Инквизиция. Миссионеры -
иезуиты провели кровавую и жестокую акцию по "очистке"
небольшой колонии религиозных практик индуистов и мусульман.
Первые прибывающие из Британии чиновники тоже относились к
жителям Индии как к язычникам, варварам, ожидающим своего
обращения в "истинную веру". Позже они стали менее ревностно
относиться к идее обращения местных жителей в свою веру,
удовлетворившись обеспечением социального процветания и
строительством вполне по-английски выглядевших церквей в
местах своего пребывания.
Близость порта Калькутты племенным регионам северо-восточных
штатов, расположенных на возвышенности, привлекло внимание
протестантских миссионеров, чья яростная евангелизация
охватила территории будущих штатов Мизорам, Нагаланд и
большую часть Мегхалайи. Так как христианство свободно от
кастового деления, оно может быть очень привлекательным для
желающих повысить свой социальный статус. В начале 1999 г.
христианские общества в некоторых регионах, особенно в
Гуджарате и Ориссе подвергались насильственным мерам по
возвращению к прежней вере и нападениям, которые якобы
совершались экстремистами-хинду, разгневанными на
евангелистов, занимающихся прозелитизмом в среде
низкокастовых слоев. Вслед за международным протестом,
правительство объявило о том, что будет предпринимать меры
для защиты прав религиозного меньшинства - включая индуистов
в христианских районах.
Сильный дух местной истории и культуры, несомненно, повлиял
на появление индийских христианских церквей. Христиане
церквей, ведущих свое происхождение от святого Фомы, живущие
на юге, собираются в маленьких белых церквах, украшенных
красочными картинами и статуями персонажей Нового Завета.
Великие двухколокольные церкви Гоа и Ченнаи (Мадраса)
отличаются своими тяжелыми золотыми интерьерами и освещенным
свечами местом поклонения Деве Марии. Другие церкви более
синкретичны: в церкви святого Иоанна на юге Дели можно
увидеть английский корабль (неф), типичную индуистскую башню
и монастырские галереи, идущие с двух сторон. В северной
Бенгалии заметно влияние буддизма: прекрасные деревянные
часовни расписаны сценами из жизни Христа с использованием
буддийских символов и непальского письма.
ИНДУИСТСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Христианские праздники в Тамилнаде строго структурированы в
соответствии с кастовым разделением общества. Кроме того,
христиане этого региона никогда не едят говядины и свинины,
которые считаются нечистой пищей. По контрасту, христиане
Гоа едят и свинину, и говядину, что является элементом их
португальского наследия. Во многих церквах можно увидеть
преданных, предлагающих индуистское арати - почитание
изображения Бога светом ламп и подношением тарелки с
кокосом, сладостями и рисом, и людей, наносящих символы на
лоб.
Так же как индуисты и мусульмане, относящиеся к
паломничеству как к неотъемлемой части жизненного пути,
индийские христиане имеют многочисленные места поклонения,
включая святыню святого Иуды в Джанси и храм Матери Марии в
Матхуре. На годовщины смерти близких христиане приносят
тарелки с едой на могилы. Обмен традициями имеет
двусторонний характер: в Рождество вы обязательно заметите
ярко разрисованные бумажные звезды и маленькие
рождественские сцены, светящиеся и сверкающие перед школами,
домами, магазинами и церквами по всей Индии.