Адиваси,
адимджати, ванья-джати, араньяка ванаваси, ваньяджати -
"изначальные обитатели", "лесные народы", аборигены, племена
Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную
организацию (в частности, деление на кланы), мифологические
и религиозные верования, обрядность.
Большинство адиваси до недавнего времени представляли собой
мало индустриализированные сообщества, занимающие гомогенную
территорию, говорящие на едином языке и верящие в общее
происхождение, имеющие черты племенной организации, а также
не входящие в индийскую кастовую систему. Определение
адиваси усложнено их множественным самоопределением и
постоянным диффузионным процессом. Адиваси не представляют
антропологического, языкового, этнического, социального,
политического единства.
Существуют разные классификации адиваси Индии:
1. Сообщества, находящиеся практически вне внешнего влияния
кастовых индийцев;
2. Племена, обретшие статус низших каст в социальной системе
индуизма и адаптировавшие ряд обычае хинду;
3. Отчасти интегрированные племена, но держащие дистанцию от
кастовых индийцев (Д. Н. Маджумдар);
1. Племена, инкорпорированные в индийскую социальную
структуру (бхилы, бхумидж);
2. Племена, позитивно настроенные по отношению к общей
социальной структуре (санталы, ораон, мунда, гонды);
3. Племена, негативно настроенные по отношению к общей
социальной структуре (мизо, нага);
4. Племена, индифферентные по отношению к общей социальной
структуре (племена Аруначал Прадеш; В. К. Рой Бурман).
Племена существовали уже в 3 тысячелетии до н.э., но до
конца неясны их взаимоотношения между собой и с
протодравидским населением Хараппской культуры. В целом
общество Южной Азии, в особенности низкие и средние касты,
впитывало в себя локальные племенные культуры; исключение
составили лишь некоторые крайне изолированные группы.
Существуют два взгляда на взаимоотношение между племенами и
кастами в Индии. Антропологи Хуттон, Гхурье, Бозе, Косамби
полагают, что культурная традиция индуизма органически
связана с племенными культурами. Рислей, О Маллей, Элвин,
Хаймендорф считают, что кастовые индийцы и племенные народы
всегда жили обособленно, контакты между ними были редки и
незначительны. Начиная с 1872 г.
Комиссия Британского Цензора отмечает трансформацию многих
племен в касты; хотя при этом некоторые племена формирует
собственные культурные общности, противопоставляя себя
индуистской социальной структуре или вообще не связывая себя
с ней. Адиваси расселены широко, но неравномерно. Согласно
статистическим данным 1981 г., к зарегистрированным племенам
относится 51.628.638 человек, или 7.76% от всего объёма
населения. Согласно данным конца 1990-ых гг., общее число
племён, их групп и сегментов, включая территориальные
объединения - 635. Имеются зоны их особой концентрации, и
пространства, где их совсем нет или ничтожно мало.
Они расселены во всех штатах кроме Панджаба и Харьяны, и на
всех союзных территориях кроме Чандигарха, Дели и
Пондичерри. В большинстве случаев они живут скученно, в
окружении других, и чересполосно с другими народами. 6.2%
адиваси проживают в городах. Крупнейшая концентрация адиваси
(где сосредоточено около половины всех племён) -
центральноиндийская зона, на территории штатов Мадхья-Прадеш
и Читторгарх (23.22%), Орисса (11.46%), Бихар (11.26%),
Махараштра (11.18%), Гуджарат (9.39%), Раджастхан (8.1%),
Андхра-Прадеш (6.15%), Западная Бенгалия (5.95%). Вторая
крупная зона концентрации адиваси - Северо-Восточная Индия,
южные склоны восточных Гималаев, Ассамские горы и западные
склоны Бирманских гор.
Здесь в некоторых административно-политических единицах
(Мегхалайя, Нагаленд, Аруначал, Мизорам) племена составляют
большинство населения. На территории Южной Индии местами
относительной концентрации племён являются горы Нилгири (на
стыке Западных и Восточных Гхатов) и Кардамоновы горы в
Керале. Наименьшая степень расселения адиваси в Гоа, Даман и
Диу, на Андаманских и Никобарских островах, Лакшадвипе,
Сиккиме, Дадра и Нагар Хавели. Пропорция плененного
населения по отношению к общему населению штата или союзной
территории наивысшая в Лакшадвипе (93.82%), Мизораме
(93.55%), Нагаленде (83.99%), Мегхалайе (80.58%), Дадра и
Нагар Хавели (78.82%), Аруначал-Прадеш (69.82%), Трипуре
(28.44%); самая низкая - в Уттар-Прадеш (0.21%), Керале
(1.03%), Тамилнаду (1.07%). Размеры племенных общин разные -
от 7 миллионов до 1-2 человек.
Крупнейшие союзы племен - гонды (в 1981 г. - 7.449.193
человек, расселены в Мадхья-Прадеш, Махараштре,
Андхра-Прадеш, Уттар-Прадеш), бхилы (7.367.973, Раджастхан,
Гуджарат, Махараштра, Мадхья-Прадеш), санталы (4.260.842,
Мадхья-Пралеш, Бихар, Западная Бенгалия), мина (2.087.075),
ораон (1.865.995). Крупными являются племена мунда и хо
(Мадхья-Прадеш, Орисса, Бенгалия), кхаси, джайнтия и гаро
(Мегхалайя), бодо и качари (Ассам), Нага (Нагаленд и
Манипур), мизо (Мизорам). В составе племен хаиса, тангса,
хотанг тангса, катин тангса в 1981 г. было зафиксировано
только по одному человеку. Размер племён бомдо, джамбо карка
и конгбо колеблется от 2 до 10 человек. По данным 1981 г., в
пяти племенах Индии зафиксирован один человек, в 17 племенах
- от 2 до 10 человек, в 16 племенах - от 11 до 50 человек, в
9 племенах от 51 до 100 человек, в 17 племенах от 101 до 500
человек. Общее число племён Индии, размер которых не
превышает 5.000 человек - 96, или 22%; число племён с
размеров в 5.000-10.000 человек - 39 (9%), 10.000-20.000 -
32 (7%), 20.000-100.000 - 75 (17%), 100.000-500.000 - 37
(9%), выше 500.000 - 19 (4%). Географически в Южной Азии
выделяются три основные зоны наиболее плотного расселения
адиваси - северо-восточная, центральная и южная. Первая
включает Бангладеш, штаты Западная Бенгалия, Ассам,
северо-восточные штаты Индии (Манипур, Трипура, Мегхалайя,
Нагаленд, Мизорам, Аруначал).
Большинство адиваси тут говорит на языках тибето-бирманской
группы, язык кхаси принадлежит мон-кхмерской семье.
Антропологически они в основном южные монголоиды.
Центральная область - штаты Раджастхан, Гуджарат,
Махараштра. Мадья-Прадеш, Бихар, Орисса. Тут проживают
многие крупные племенные народы (бхилы, гонды, санталы), и
многие малочисленные. Здесь проживают мундаязычные и
дравидоязычные адиваси, за исключением бхилов и близких к
ним западных групп, говорящих на индоарийских диалектах. В
их антропологических типах имеются некоторые признаки
австралоидной расы. Адиваси южной области - ченчу, курумба,
тода, бадага, кота, ирула, урали и многие другие народы
Тамилнада, Кералы, Карнатака, Андрха-Прадеш.
Они говорят на языках дравидийской семьи. К адиваси относят
и население Андаманских и Никобарских островов, жителей
горных округов штатов Панджаб и Уттар-Кханд (гадди, бхоты,
гуджары, киннауры). Фиксация и регистрация племён Индии
продолжается; только в 1980-90-ые гг. была относительно
полноценно выявлена картина расселения племён в
Аруначал-Прадеш, Ладакхе, на Лакшадвипских островах, групп
куки Мизорама, Трипуры и Мегхалайи, субгрупп нага, бхилов,
гондов и мина. Вот крупнейшие племенные образования Индии.
Тамилнад: каттумаякан, ирула, бадага, кадар, тода.
Карнатака: солигару, куруба, марати, корага, хасалару,
найкда.
Андхра-Прадеш: йенади, йерукула, ламбади, ченчу, гонды,
койя, горные редди, конда, дхора, бондо.
Керала: паниян, урали, кадар, малапантарам.
Орисса: гадаба, бондо, колха, лодха, кондх, санталы, саора,
батходи, ораон, гонды, мунда.
Махараштра: кокна, тхакур, катходи, варли, гамит, бхилы,
гонды, гхадва.
Мадхья-Прадеш: халба, мурия, мария, бастар, бхумидж, ачария,
гонды, пардхан, джхара, паника, нагесия, бинджвар, кавар,
панда, ораон, бади, раджвар, мала, байга, кои, корку, бхилы,
бхилала, сахария.
Гуджарат: кокна, найка, гаудри, бхилы, дханка, ратхва,
гамит, дубла, дходия.
Раджастхан: мина.
Химачал-Прадеш: конарул, бхот, пангвала, гудджер.
Бихар: санталы, мунда, хо, ораон.
Западная Бенгалия: бхумидж, кора, санталы, ораон. Ассам:
боро, рабха, карби, мишинг, качари.
Мегхалайя: кхаси, гаро, джайнтийя.
Трипура: трипара, чакма, халтам, джамата, рианг, ноатия.
Манипур: мао, тангхкул, тхадон.
Нагаленд: нага, димаса, ао, ангами, лотха, сема, коньяк.
Аруначал-Прадеш: абер, ади, монпа, ниши, мишми, шердукпан,
апатани.
Мизорам: мизо, куки-чин.
309 племен (48.6%) осознают свою идентичность на локальном
уровне (талука или дистрикта), 390 (61.3%) - на
региональном, 10.4% - на национальном, и 19 племён
северо-востока (3%) - на транснациональном уровне. 409
племён (64.3%) понимают себя как мигрантов на нынешнее место
обитание, что зафиксировано в их устной фольклорной
традиции.
Распространено представление о том, что адиваси
первоначально обитали на равнинах, и постепенно были
вытеснены оттуда на настоящие места обитания дравидийскими и
индоарийскими народами - земледельцами и скотоводами. По
внешнему облику адиваси могут совпадать и не совпадать с
преобладающим населением данного штата.
Био-антропологическая информация доступна только в отношении
179 племенных общин. Среди адиваси наблюдаются группы с
различными антропологическими типами. Многие народы в
северных и западных областях Индии и в Пакистане, а также
тода, рабари и гуджары принадлежат к разновидностям
европеоидной расы (средиземноморским типам).
Большинство племен северо-востока Индии и пригималайского
пояса монголоидны (у ассамо-бирманской группы народов
преобладают южномонголоидные черты). Некоторые монголоидные
черты наблюдаются и у жителей Бенгалии и Бангладеш. Смешение
европеоидного типа с веддоидными элементами прото-
австралоидного типа наблюдается у малых народов Центральной
Индии, среди мунда, ораон и гондов. Носителем веддоидного
типа является народ ведда Шри Ланки. Андаманцы, онги и
джарава - негритто.
Племя Гуджарата сидди (потомки африканцев) - негроидное. Б.
С. Гуха выделил четыре антропологические типа среди адиваси:
1. Низкого роста, с длинной и средневысокой головой, часто с
сильно профилированными надбровными дугами, широким лицом,
легким выступом челюстей, небольшим уплощением носа, волосы
варьируются от волнистых до курчавых; это в основном
обитатели центральной и южной Индии, а также ассоциируются с
низкими стратами среди кастовых групп;
2. Тёмнопигментированные группы, со спиральными курчавыми
волосами - встречаются среди кадаров и пуллайян;
3. Брахицефальные монголоидные типы, низкого роста и
коротким уплощённым носом, главным образом - обитатели
Ассама и северной Бирмы;
4. Вторичные монголоиды, характеризующиеся средним ростом,
удлинённой головой, носом средней ширины, и имеют некоторые
типично монголоидные черты лица.
Обитатели горных районов и долины Брахмапутры. 163 племенные
общины говорят на индоарийских языках (племена Гуджарата,
Раджастхана, Махараштры, Индо-Гангской равнины), 107 - на
дравидских (все племена южной Индии, а также гонды и ораон
центральной Индии), 143 - на тибето-бирманских (племена на
территории северо-восточных штатов), 30 - на австроазиатских
(мон-кхмерская группа - кхаси и джантиа Мегхалайи; мунда,
санталы, кол, хо, саора, бондо, корку центральной Индии), 4
- на андаманском. Встречается билингвизм и трилингвизм. Свою
письменность и обучение в школе на родном языке имеют только
несколько народов (мизо, кхаси). Уровень грамотности среди
племён в два с половиной раза ниже, чем в среднем по стране.
Работает государственная общеобразовательная программа
обучения на местных языках и диалектах.
Создается письменность многих языков адиваси. С 1950 г. на
языках ораон и мунда издаются журналы "Джагар Сада",
"Куркхан", "Туртунг", "Абуа Джаркханд". В хозяйственном
отношении адиваси не представляют собой единого целого.
Среди них сохранились охотники и лесные собиратели
(наибольше всего - у южноиндийских народов, а также у утхлу,
бирхоров, мария центральных областей), имеются ручные
мотыжные земледельцы (чаще всего подсечно-огневое земледелие
практикуется в труднодоступных горно-лесных районах, у нага,
кхария, асуров, пахария, мудуваров).
Террасная форма ручного земледелия распространена у народов
Ассама и Юга Индии. Традиционно скотоводством занимаются
тода (разводят молочные породы буйволов). Отгонным
скотоводством занимаются гуджары, гадди Химачал-Прадеш.
Большинство адиваси обитает преимущественно в горных и
лесных областях; многие занимаются охотой. Собирательством и
рыболовством, а также подсечно-огневым земледелием и
скотоводством. В настоящее время большинство племён владеет
землёй (хотя встречаются племена, не имеющие земли).
Наблюдается сдвиг от традиционных занятиях к до сих пор не
свойственных адиваси. Охотой и собирательством, а также (в
ряде случаев) рыболовством занимаются такие небольшие
племенные общности как ван вагри западного Раджастхана,
бирхор Чхота Нагпур, канджары и бахелия Гангской равнины,
кучбандхия и пардхи центральной Индии, ченчу и йенади
Андхра-Прадеш, кадары, паниян, малапантарам Кералы.
Традиционно скотоводческие племена - гуддары западных
Гималаев, рабари Раджастхана и Гуджарата, дхаргары
Махараштры и Карнатаки, тода Тамилнаду. Племена восточной и
центральной Индии байга (Мадхья-Прадеш), саора, гадаба,
пароджа, бондо Ориссы, гаро Мегхалайи занимаются передвижным
земледелием - дахийя, поду часа или джхум. Среди адиваси
известно примитивное плужное земледелие. За последние годы
резко уменьшился процент адиваси, занятых охотой и
собирательством (24.08%), ловлей птиц и животных (36.84%),
скотоводства (12.5%) и передвижного земледелия (18.14%).
Исчезает ряд ремёсел - прядение, ткачество, окрас тканей,
набойка, кожевенное дело, обработка камня. Возрастает
оседлое земледелие (29.58%), террасное земледелие (36.84%),
пчеловодство (60%). Налицо диверсификация племенной
экономики. Наблюдается резкий рост числа адиваси, занятых на
государственных и частных предприятиях. Более 87% племенных
рабочих заняты в первичном секторе экономики, главным
образом, как сельскохозяйственные рабочие. Только 2.73%
рабочих заняты в лесной и рыболовной промышленности,
скотоводстве, 1.14% - в строительстве, 1.42% - легкой
промышленности, 0.67% - горнорудной промышленности. Женщины
адиваси гораздо более чем женщины кастовых индийцев заняты в
производстве. В 1981 г. 41.32% женщин - адиваси
зафиксированы как рабочие (на общем фоне 17.88% работающих
женщин в Индии). В 256 племенах появились новые страты
бизнесменов, в 380 - учителей, в 156 - административных
работников, в 150 - инженеров и докторов.
Наблюдается возрастание роли представителей адиваси в
сельских панчаятах (среди 362 племён); имеются адиваси -
политические лидеры районного (в 185 племенах) и
государственного (в 45 племенах) масштаба. В настоящее время
почти не встречается деревень, населенных исключительно
адиваси.
Хотя родовые связи крепки, общину малых народов следует в
целом отнести к соседскому типу. Постепенно основной формой
семьи становится малая семья. Традиционные ремёсла
сохраняются, обретая коммерческую основу. Резьба,
татуировка, настенная живопись, рисунок, ткачество,
плетение, вышивка ткани и кожи, керамика - важнейшие формы
племенного искусства, тесно связанного с ритуалом. В 547
племенах сохраняется хореографическая традиция, 68 племён
адаптируют музыку западного образца. Образовательный уровень
среди племён 1981 г. зафиксирован на уровне 16.35%. 83.5%
адиваси доброжелательно настроены по отношению к развитию в
области здравоохранения и медицины; однако программы по
планированию семьи в целом не нашли среди них поддержки.
Среди адиваси распространено украшение тела - рисунок,
ношение украшений, татуировка, пирсинг, - что является
обычно маркировкой социального статуса (замужества),
жизненного этапа, физиологического состояния (первой
беременности). Превалирует геометрический орнамент. Ряд
племён имеет яркие внешние отличительные признаки, такие как
костюм (23.7% мужчин и 30.2% женщин), головной убор (8%
мужчин и 2.5% женщин), украшения, носимые на теле (5.2%
мужчин и 14.6% женщин), узоры, наносимые на тело (1.6%
мужчин и 0.6% женщин), татуировка (5.8% мужчин и 13.1%
женщин). 1.4% племён имеют свой флаг, 0.2% - эмблему.
Религиозная культура адиваси объединяет культы предков,
солнца, богинь-матерей, духов. Наряду с этим большинство
адиваси почитают (часто в преобразованном виде) богов
индуистского пантеона, отмечают индуистские, исламские,
христианские, буддийские праздники.
Согласно официальным данным, большинство адиваси - 87.05% в
1981 г. - носители индуизма. В большинстве случаев это
номинальный индуизм, без молений в общих индуистских храмах,
без обслуживания брахманским жречеством, но в соединении со
старой племенной культовой практикой и религиозными
представлениями. 6.98% адиваси формально христиане, в
особенности в Северо-Восточной и Центральной Индии (их число
растёт), 0.6% - буддисты (в Сиккиме - 95.1%, Химачал-Прадеш
- 19.01%, Аруначал-Прадеш - 11.68%, Трипуре - 8.99% и
Мизораме - 8.56%, а также в Уттар-Прадеш - 1.49% и Западной
Бенгалии - 1.63%; их число растёт). Пригималайские народы и
народы Непала, считаясь индуистами, испытали влияние
буддизма. Имеются племена, следующие одной религии: индуизму
(378 племён, 59.4%), христианству (149, 23.4%), исламу (19,
3%), буддизму (44, 6.9%), племенной религии (292, 45.9%),
религии доньи поло (1 племя Аруначал-Прадеш, 0,2%). Около 7
млн. махаров Махараштры обратились в буддизм. Имеются
племена, следующие двум религиям: индуизму и племенной
религии (90 племён, 21%), христианству и племенной религии
(55, 13%), индуизму, исламу и христианству. Христианские
миссионеры начали свою деятельность уже в 1813 г. среди
кхаси Ассама, в 1850 г. среди ораонов Чхотанагпура, в 1880
г. среди бхилов Мадхья-Прадеш.
Христианство особенно широко распространено среди племён
северо-востока Индии - Манипура (94.55%), Нагаленда
(93.09%), Мизорама (88.46%), Мегхалайи (66.32%), а также на
Андаманских и Никобарских островах (92.6%). Проникло
христианство и в племенную среду Аруначал-Прадеш (4.25%).
Возрастают племенные религии, особенно в Аруначал-Прадеш,
Мегхалайе, Бихаре, Керале, Трипуре. Среди мундо, хо и
санталов заметно обращение к культу священных пещер; в
Мадхья-Прадеш - возрождение гонди дхарма.
Среди ванчо, ноцте и нага распространены элементы культа
охотников за головами (с которым связано искусство резьбы по
дереву в Аруначал-Прадеш и Нагаленде). Среди мария, агария,
куттиякандх, саора, варли широко распространено украшение
внутренних и внешних стен и полов домов и хозяйственных
построек рисунками и орнаментальными поясами. Встречаются
надгробные стелы, вотивные фигуры (терракотовые фигурки
животных, людей и богов) и жертвы в честь умерших. Для
адиваси характерно наличие священных мест не в жилых
пространствах, а в горах, лесах, у скал, рек. Почти все
племенные общины употребляют мясную пищу. 64.4% едят
свинину, 36% - говядину, 30% - мясо буйволов.
Вегетарианство распространено среди тода (не считая
христианских групп), рабари и бхарвад, а также отчасти среди
групп санталов, ораон, бхилов, гондов, каваров и некоторых
других племён. Рис употребляют 91.2% племён, животный жир
18.1% (преимущественно, среди племён Северо-Востока), корни
диких растений - 86%. Использование растительного масла,
масла земляного ореха и горчичного семени - недавнее
заимствование ряда племён. За исключением бхагатов -
племенных групп, принявших вишнуизм, - почти во всех
племенах приняты алкогольные напитки, до недавнего времени в
основном домашнего производства. Алкоголь употребляют
практически все мужчины и женщины - 49.8% изредка, 22.8%
постоянно.
В настоящее время 60.5% адиваси (385 племён) покупают
алкогольные напитки на рынке. Использование молока в пищу
является нововведением для большинства адиваси. Отдельные
племена (тода) восприняли молоко в свою диету, другие
(особенно племена австралоидных и монголоидных групп) - нет.
Возрастает роль стручковых овощей (46.5%) в диете всех
племён. Племена находятся вне варновой системы индийского
общества. Однако 11.8% из них помещают себя в систему варн:
из них 8.3% считают себя кшатриями, 7.5% - шудрами, одно
племя пардхан - вайшьями, 0.9% - брахманами (гадди брахман,
пангвал брахман, кагати, некоторые группы джансари). В целом
26.9% племён считают свой статус в социальной иерархии
высоким, 46.9% - средним, 25.3% - низким. Почти все племена
имеют внутреннюю иерархию, основанную на происхождении.
Многие племена делятся на территориальные сегменты. Большое
число племён - в основном, центральной и северо-восточной
Индии - имеет женские сообщества и фратрии. Социальная
организация племён строится на делении на кланы и линиджи,
между которыми регулируются брачно-родственные отношения.
Почти все племенные группы эндогамны.
458 племён имеют клановую экзогамию; редкие случаи клановой
эндогамии фиксируются в среде мигрирующих групп, а также
среди племён, переживших социальный стресс, как мизо.
Большинство племён (главным образом, в южной, центральной и
северо-восточной Индии) имеют практику кросс-кузенных
браков: 359 племён практикуют брак с дочерью дяди по матери,
259 - по отцу. 84 племени признают брак дяди и племянницы.
Моногамный брак доминирует среди адиваси, но имеется также
практика сестринской полигинии (153 группы), и
не-сестринской полигинии (239 групп). 535 общин практикуют
выкуп за невесту, деньгами и натурой. 91.7% адиваси -
патрилокальны, 3.3% - матрилокальны, 1.9% - билокальны. В
93.2% племён практикуется развод, в 95.8% и 90.1% -
повторный брак вдовцов обоего пола и разведённых
соответственно. Возраст вступления в брак постепенно
повышается. Доминирует нуклеарная семья (91.4%).
Большинство конфликтов возникает по вопросу о наследстве и
собственности. Большинство племён имеют мужскую форму
наследования, 11 племён наследуют собственность по женской
линии, 56 племен равно делят собственность между сыновьями и
дочерьми (в основном, это племена Кералы и дистрикта Дакшин
Каннары в Карнатаке, находящиеся в процессе трансформации от
матрилинейности к патрилинейности). У некоторых адиваси
имеются дома неженатой молодежи (у ораонов, мунда, асуров,
нага, мудуваров, мария).
В конце Х1Х - начале ХХ вв. среди адиваси начали возникать
реформаторско-религиозные движения. Росло движение за
этническую и политическую независимость. В 1935 г. области
проживания адиваси были преобразованы в особые территории.
Позднее, 1950-ых гг. были сформированы Союзные территории,
управляемые центральным правительством (Манипур, Трипура,
Химачал, Андаманские и Никобарские острова).
Среди ряда адиваси наблюдается борьба за автономию. Так, в
Чхота Нагпуре, среди санталов, мунда, ораонов, хо и других
народов, на базе нескольких обществ и союзов сложилась
политическая партия "Джаркханд" (по имени средневекового
государственного объединения мунда и ораонов). Программа её
сводилась к требованию создания отдельного штата на
племенной основе, что и было достигнуто. Среди племён
Гуджарата и Южного Раджастхана существовало движение за
создание "Адивасистана" в Западной Индии. Среди гондов -
движение за создание штата Гондвана на территории южных
районов Мадхья-Прадеш и Махараштры.
Пример административных реформ Северо-Восточной Индии -
выделение территорий, населённых преимущественно племенами -
штатов Нагаленд (с 1963 г.), Мегхалайя (1970 г.) и союзных
территорий Мизорам и Аруначал из штата Ассам и
Северо-Восточного пограничного агентства, отчасти становится
прецедентом для решения проблем адиваси других областей
Индии. Немалую роль выполняют кредитные и производственные
общества адиваси, они организуют закупку продуктов их
хозяйства, развивают традиционные ремесла. Большую работу
среди племен проводят институты изучения племен в Ранчи
(Джаркханд), Чхиндваре (Мадхья-Прадеш), Удайпуре
(Раджастхан), Тируванандхапурам (Керала) и др. Помощь
оказывают общества "Бхаратия адимджати севак сангх",
"Адимджати сева мандал".