Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Адиваси

АдивасиАдиваси, адимджати, ванья-джати, араньяка ванаваси, ваньяджати - "изначальные обитатели", "лесные народы", аборигены, племена Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность.

Большинство адиваси до недавнего времени представляли собой мало индустриализированные сообщества, занимающие гомогенную территорию, говорящие на едином языке и верящие в общее происхождение, имеющие черты племенной организации, а также не входящие в индийскую кастовую систему. Определение адиваси усложнено их множественным самоопределением и постоянным диффузионным процессом. Адиваси не представляют антропологического, языкового, этнического, социального, политического единства.

Существуют разные классификации адиваси Индии:
1. Сообщества, находящиеся практически вне внешнего влияния кастовых индийцев;
2. Племена, обретшие статус низших каст в социальной системе индуизма и адаптировавшие ряд обычае хинду;
3. Отчасти интегрированные племена, но держащие дистанцию от кастовых индийцев (Д. Н. Маджумдар);

1. Племена, инкорпорированные в индийскую социальную структуру (бхилы, бхумидж);
2. Племена, позитивно настроенные по отношению к общей социальной структуре (санталы, ораон, мунда, гонды);
3. Племена, негативно настроенные по отношению к общей социальной структуре (мизо, нага);
4. Племена, индифферентные по отношению к общей социальной структуре (племена Аруначал Прадеш; В. К. Рой Бурман).

Племена существовали уже в 3 тысячелетии до н.э., но до конца неясны их взаимоотношения между собой и с протодравидским населением Хараппской культуры. В целом общество Южной Азии, в особенности низкие и средние касты, впитывало в себя локальные племенные культуры; исключение составили лишь некоторые крайне изолированные группы. Существуют два взгляда на взаимоотношение между племенами и кастами в Индии. Антропологи Хуттон, Гхурье, Бозе, Косамби полагают, что культурная традиция индуизма органически связана с племенными культурами. Рислей, О Маллей, Элвин, Хаймендорф считают, что кастовые индийцы и племенные народы всегда жили обособленно, контакты между ними были редки и незначительны. Начиная с 1872 г.

Комиссия Британского Цензора отмечает трансформацию многих племен в касты; хотя при этом некоторые племена формирует собственные культурные общности, противопоставляя себя индуистской социальной структуре или вообще не связывая себя с ней. Адиваси расселены широко, но неравномерно. Согласно статистическим данным 1981 г., к зарегистрированным племенам относится 51.628.638 человек, или 7.76% от всего объёма населения. Согласно данным конца 1990-ых гг., общее число племён, их групп и сегментов, включая территориальные объединения - 635. Имеются зоны их особой концентрации, и пространства, где их совсем нет или ничтожно мало.

Они расселены во всех штатах кроме Панджаба и Харьяны, и на всех союзных территориях кроме Чандигарха, Дели и Пондичерри. В большинстве случаев они живут скученно, в окружении других, и чересполосно с другими народами. 6.2% адиваси проживают в городах. Крупнейшая концентрация адиваси (где сосредоточено около половины всех племён) - центральноиндийская зона, на территории штатов Мадхья-Прадеш и Читторгарх (23.22%), Орисса (11.46%), Бихар (11.26%), Махараштра (11.18%), Гуджарат (9.39%), Раджастхан (8.1%), Андхра-Прадеш (6.15%), Западная Бенгалия (5.95%). Вторая крупная зона концентрации адиваси - Северо-Восточная Индия, южные склоны восточных Гималаев, Ассамские горы и западные склоны Бирманских гор.

Здесь в некоторых административно-политических единицах (Мегхалайя, Нагаленд, Аруначал, Мизорам) племена составляют большинство населения. На территории Южной Индии местами относительной концентрации племён являются горы Нилгири (на стыке Западных и Восточных Гхатов) и Кардамоновы горы в Керале. Наименьшая степень расселения адиваси в Гоа, Даман и Диу, на Андаманских и Никобарских островах, Лакшадвипе, Сиккиме, Дадра и Нагар Хавели. Пропорция плененного населения по отношению к общему населению штата или союзной территории наивысшая в Лакшадвипе (93.82%), Мизораме (93.55%), Нагаленде (83.99%), Мегхалайе (80.58%), Дадра и Нагар Хавели (78.82%), Аруначал-Прадеш (69.82%), Трипуре (28.44%); самая низкая - в Уттар-Прадеш (0.21%), Керале (1.03%), Тамилнаду (1.07%). Размеры племенных общин разные - от 7 миллионов до 1-2 человек.

Крупнейшие союзы племен - гонды (в 1981 г. - 7.449.193 человек, расселены в Мадхья-Прадеш, Махараштре, Андхра-Прадеш, Уттар-Прадеш), бхилы (7.367.973, Раджастхан, Гуджарат, Махараштра, Мадхья-Прадеш), санталы (4.260.842, Мадхья-Пралеш, Бихар, Западная Бенгалия), мина (2.087.075), ораон (1.865.995). Крупными являются племена мунда и хо (Мадхья-Прадеш, Орисса, Бенгалия), кхаси, джайнтия и гаро (Мегхалайя), бодо и качари (Ассам), Нага (Нагаленд и Манипур), мизо (Мизорам). В составе племен хаиса, тангса, хотанг тангса, катин тангса в 1981 г. было зафиксировано только по одному человеку. Размер племён бомдо, джамбо карка и конгбо колеблется от 2 до 10 человек. По данным 1981 г., в пяти племенах Индии зафиксирован один человек, в 17 племенах - от 2 до 10 человек, в 16 племенах - от 11 до 50 человек, в 9 племенах от 51 до 100 человек, в 17 племенах от 101 до 500 человек. Общее число племён Индии, размер которых не превышает 5.000 человек - 96, или 22%; число племён с размеров в 5.000-10.000 человек - 39 (9%), 10.000-20.000 - 32 (7%), 20.000-100.000 - 75 (17%), 100.000-500.000 - 37 (9%), выше 500.000 - 19 (4%). Географически в Южной Азии выделяются три основные зоны наиболее плотного расселения адиваси - северо-восточная, центральная и южная. Первая включает Бангладеш, штаты Западная Бенгалия, Ассам, северо-восточные штаты Индии (Манипур, Трипура, Мегхалайя, Нагаленд, Мизорам, Аруначал).

Большинство адиваси тут говорит на языках тибето-бирманской группы, язык кхаси принадлежит мон-кхмерской семье. Антропологически они в основном южные монголоиды. Центральная область - штаты Раджастхан, Гуджарат, Махараштра. Мадья-Прадеш, Бихар, Орисса. Тут проживают многие крупные племенные народы (бхилы, гонды, санталы), и многие малочисленные. Здесь проживают мундаязычные и дравидоязычные адиваси, за исключением бхилов и близких к ним западных групп, говорящих на индоарийских диалектах. В их антропологических типах имеются некоторые признаки австралоидной расы. Адиваси южной области - ченчу, курумба, тода, бадага, кота, ирула, урали и многие другие народы Тамилнада, Кералы, Карнатака, Андрха-Прадеш.

Они говорят на языках дравидийской семьи. К адиваси относят и население Андаманских и Никобарских островов, жителей горных округов штатов Панджаб и Уттар-Кханд (гадди, бхоты, гуджары, киннауры). Фиксация и регистрация племён Индии продолжается; только в 1980-90-ые гг. была относительно полноценно выявлена картина расселения племён в Аруначал-Прадеш, Ладакхе, на Лакшадвипских островах, групп куки Мизорама, Трипуры и Мегхалайи, субгрупп нага, бхилов, гондов и мина. Вот крупнейшие племенные образования Индии.

Тамилнад: каттумаякан, ирула, бадага, кадар, тода.

Карнатака: солигару, куруба, марати, корага, хасалару, найкда.

Андхра-Прадеш: йенади, йерукула, ламбади, ченчу, гонды, койя, горные редди, конда, дхора, бондо.

Керала: паниян, урали, кадар, малапантарам.

Орисса: гадаба, бондо, колха, лодха, кондх, санталы, саора, батходи, ораон, гонды, мунда.

Махараштра: кокна, тхакур, катходи, варли, гамит, бхилы, гонды, гхадва.

Мадхья-Прадеш: халба, мурия, мария, бастар, бхумидж, ачария, гонды, пардхан, джхара, паника, нагесия, бинджвар, кавар, панда, ораон, бади, раджвар, мала, байга, кои, корку, бхилы, бхилала, сахария.

Гуджарат: кокна, найка, гаудри, бхилы, дханка, ратхва, гамит, дубла, дходия.

Раджастхан: мина.

Химачал-Прадеш: конарул, бхот, пангвала, гудджер.

Бихар: санталы, мунда, хо, ораон.

Западная Бенгалия: бхумидж, кора, санталы, ораон. Ассам: боро, рабха, карби, мишинг, качари.

Мегхалайя: кхаси, гаро, джайнтийя.

Трипура: трипара, чакма, халтам, джамата, рианг, ноатия.

Манипур: мао, тангхкул, тхадон.

Нагаленд: нага, димаса, ао, ангами, лотха, сема, коньяк.

Аруначал-Прадеш: абер, ади, монпа, ниши, мишми, шердукпан, апатани.

Мизорам: мизо, куки-чин.

309 племен (48.6%) осознают свою идентичность на локальном уровне (талука или дистрикта), 390 (61.3%) - на региональном, 10.4% - на национальном, и 19 племён северо-востока (3%) - на транснациональном уровне. 409 племён (64.3%) понимают себя как мигрантов на нынешнее место обитание, что зафиксировано в их устной фольклорной традиции.

Распространено представление о том, что адиваси первоначально обитали на равнинах, и постепенно были вытеснены оттуда на настоящие места обитания дравидийскими и индоарийскими народами - земледельцами и скотоводами. По внешнему облику адиваси могут совпадать и не совпадать с преобладающим населением данного штата. Био-антропологическая информация доступна только в отношении 179 племенных общин. Среди адиваси наблюдаются группы с различными антропологическими типами. Многие народы в северных и западных областях Индии и в Пакистане, а также тода, рабари и гуджары принадлежат к разновидностям европеоидной расы (средиземноморским типам).

Большинство племен северо-востока Индии и пригималайского пояса монголоидны (у ассамо-бирманской группы народов преобладают южномонголоидные черты). Некоторые монголоидные черты наблюдаются и у жителей Бенгалии и Бангладеш. Смешение европеоидного типа с веддоидными элементами прото- австралоидного типа наблюдается у малых народов Центральной Индии, среди мунда, ораон и гондов. Носителем веддоидного типа является народ ведда Шри Ланки. Андаманцы, онги и джарава - негритто.

Племя Гуджарата сидди (потомки африканцев) - негроидное. Б. С. Гуха выделил четыре антропологические типа среди адиваси:

1. Низкого роста, с длинной и средневысокой головой, часто с сильно профилированными надбровными дугами, широким лицом, легким выступом челюстей, небольшим уплощением носа, волосы варьируются от волнистых до курчавых; это в основном обитатели центральной и южной Индии, а также ассоциируются с низкими стратами среди кастовых групп;

2. Тёмнопигментированные группы, со спиральными курчавыми волосами - встречаются среди кадаров и пуллайян;

3. Брахицефальные монголоидные типы, низкого роста и коротким уплощённым носом, главным образом - обитатели Ассама и северной Бирмы;

4. Вторичные монголоиды, характеризующиеся средним ростом, удлинённой головой, носом средней ширины, и имеют некоторые типично монголоидные черты лица.

Обитатели горных районов и долины Брахмапутры. 163 племенные общины говорят на индоарийских языках (племена Гуджарата, Раджастхана, Махараштры, Индо-Гангской равнины), 107 - на дравидских (все племена южной Индии, а также гонды и ораон центральной Индии), 143 - на тибето-бирманских (племена на территории северо-восточных штатов), 30 - на австроазиатских (мон-кхмерская группа - кхаси и джантиа Мегхалайи; мунда, санталы, кол, хо, саора, бондо, корку центральной Индии), 4 - на андаманском. Встречается билингвизм и трилингвизм. Свою письменность и обучение в школе на родном языке имеют только несколько народов (мизо, кхаси). Уровень грамотности среди племён в два с половиной раза ниже, чем в среднем по стране. Работает государственная общеобразовательная программа обучения на местных языках и диалектах.

Создается письменность многих языков адиваси. С 1950 г. на языках ораон и мунда издаются журналы "Джагар Сада", "Куркхан", "Туртунг", "Абуа Джаркханд". В хозяйственном отношении адиваси не представляют собой единого целого. Среди них сохранились охотники и лесные собиратели (наибольше всего - у южноиндийских народов, а также у утхлу, бирхоров, мария центральных областей), имеются ручные мотыжные земледельцы (чаще всего подсечно-огневое земледелие практикуется в труднодоступных горно-лесных районах, у нага, кхария, асуров, пахария, мудуваров).

Террасная форма ручного земледелия распространена у народов Ассама и Юга Индии. Традиционно скотоводством занимаются тода (разводят молочные породы буйволов). Отгонным скотоводством занимаются гуджары, гадди Химачал-Прадеш. Большинство адиваси обитает преимущественно в горных и лесных областях; многие занимаются охотой. Собирательством и рыболовством, а также подсечно-огневым земледелием и скотоводством. В настоящее время большинство племён владеет землёй (хотя встречаются племена, не имеющие земли). Наблюдается сдвиг от традиционных занятиях к до сих пор не свойственных адиваси. Охотой и собирательством, а также (в ряде случаев) рыболовством занимаются такие небольшие племенные общности как ван вагри западного Раджастхана, бирхор Чхота Нагпур, канджары и бахелия Гангской равнины, кучбандхия и пардхи центральной Индии, ченчу и йенади Андхра-Прадеш, кадары, паниян, малапантарам Кералы.

Традиционно скотоводческие племена - гуддары западных Гималаев, рабари Раджастхана и Гуджарата, дхаргары Махараштры и Карнатаки, тода Тамилнаду. Племена восточной и центральной Индии байга (Мадхья-Прадеш), саора, гадаба, пароджа, бондо Ориссы, гаро Мегхалайи занимаются передвижным земледелием - дахийя, поду часа или джхум. Среди адиваси известно примитивное плужное земледелие. За последние годы резко уменьшился процент адиваси, занятых охотой и собирательством (24.08%), ловлей птиц и животных (36.84%), скотоводства (12.5%) и передвижного земледелия (18.14%). Исчезает ряд ремёсел - прядение, ткачество, окрас тканей, набойка, кожевенное дело, обработка камня. Возрастает оседлое земледелие (29.58%), террасное земледелие (36.84%), пчеловодство (60%). Налицо диверсификация племенной экономики. Наблюдается резкий рост числа адиваси, занятых на государственных и частных предприятиях. Более 87% племенных рабочих заняты в первичном секторе экономики, главным образом, как сельскохозяйственные рабочие. Только 2.73% рабочих заняты в лесной и рыболовной промышленности, скотоводстве, 1.14% - в строительстве, 1.42% - легкой промышленности, 0.67% - горнорудной промышленности. Женщины адиваси гораздо более чем женщины кастовых индийцев заняты в производстве. В 1981 г. 41.32% женщин - адиваси зафиксированы как рабочие (на общем фоне 17.88% работающих женщин в Индии). В 256 племенах появились новые страты бизнесменов, в 380 - учителей, в 156 - административных работников, в 150 - инженеров и докторов.

Наблюдается возрастание роли представителей адиваси в сельских панчаятах (среди 362 племён); имеются адиваси - политические лидеры районного (в 185 племенах) и государственного (в 45 племенах) масштаба. В настоящее время почти не встречается деревень, населенных исключительно адиваси.

Хотя родовые связи крепки, общину малых народов следует в целом отнести к соседскому типу. Постепенно основной формой семьи становится малая семья. Традиционные ремёсла сохраняются, обретая коммерческую основу. Резьба, татуировка, настенная живопись, рисунок, ткачество, плетение, вышивка ткани и кожи, керамика - важнейшие формы племенного искусства, тесно связанного с ритуалом. В 547 племенах сохраняется хореографическая традиция, 68 племён адаптируют музыку западного образца. Образовательный уровень среди племён 1981 г. зафиксирован на уровне 16.35%. 83.5% адиваси доброжелательно настроены по отношению к развитию в области здравоохранения и медицины; однако программы по планированию семьи в целом не нашли среди них поддержки.

Среди адиваси распространено украшение тела - рисунок, ношение украшений, татуировка, пирсинг, - что является обычно маркировкой социального статуса (замужества), жизненного этапа, физиологического состояния (первой беременности). Превалирует геометрический орнамент. Ряд племён имеет яркие внешние отличительные признаки, такие как костюм (23.7% мужчин и 30.2% женщин), головной убор (8% мужчин и 2.5% женщин), украшения, носимые на теле (5.2% мужчин и 14.6% женщин), узоры, наносимые на тело (1.6% мужчин и 0.6% женщин), татуировка (5.8% мужчин и 13.1% женщин). 1.4% племён имеют свой флаг, 0.2% - эмблему. Религиозная культура адиваси объединяет культы предков, солнца, богинь-матерей, духов. Наряду с этим большинство адиваси почитают (часто в преобразованном виде) богов индуистского пантеона, отмечают индуистские, исламские, христианские, буддийские праздники.

Согласно официальным данным, большинство адиваси - 87.05% в 1981 г. - носители индуизма. В большинстве случаев это номинальный индуизм, без молений в общих индуистских храмах, без обслуживания брахманским жречеством, но в соединении со старой племенной культовой практикой и религиозными представлениями. 6.98% адиваси формально христиане, в особенности в Северо-Восточной и Центральной Индии (их число растёт), 0.6% - буддисты (в Сиккиме - 95.1%, Химачал-Прадеш - 19.01%, Аруначал-Прадеш - 11.68%, Трипуре - 8.99% и Мизораме - 8.56%, а также в Уттар-Прадеш - 1.49% и Западной Бенгалии - 1.63%; их число растёт). Пригималайские народы и народы Непала, считаясь индуистами, испытали влияние буддизма. Имеются племена, следующие одной религии: индуизму (378 племён, 59.4%), христианству (149, 23.4%), исламу (19, 3%), буддизму (44, 6.9%), племенной религии (292, 45.9%), религии доньи поло (1 племя Аруначал-Прадеш, 0,2%). Около 7 млн. махаров Махараштры обратились в буддизм. Имеются племена, следующие двум религиям: индуизму и племенной религии (90 племён, 21%), христианству и племенной религии (55, 13%), индуизму, исламу и христианству. Христианские миссионеры начали свою деятельность уже в 1813 г. среди кхаси Ассама, в 1850 г. среди ораонов Чхотанагпура, в 1880 г. среди бхилов Мадхья-Прадеш.

Христианство особенно широко распространено среди племён северо-востока Индии - Манипура (94.55%), Нагаленда (93.09%), Мизорама (88.46%), Мегхалайи (66.32%), а также на Андаманских и Никобарских островах (92.6%). Проникло христианство и в племенную среду Аруначал-Прадеш (4.25%). Возрастают племенные религии, особенно в Аруначал-Прадеш, Мегхалайе, Бихаре, Керале, Трипуре. Среди мундо, хо и санталов заметно обращение к культу священных пещер; в Мадхья-Прадеш - возрождение гонди дхарма.

Среди ванчо, ноцте и нага распространены элементы культа охотников за головами (с которым связано искусство резьбы по дереву в Аруначал-Прадеш и Нагаленде). Среди мария, агария, куттиякандх, саора, варли широко распространено украшение внутренних и внешних стен и полов домов и хозяйственных построек рисунками и орнаментальными поясами. Встречаются надгробные стелы, вотивные фигуры (терракотовые фигурки животных, людей и богов) и жертвы в честь умерших. Для адиваси характерно наличие священных мест не в жилых пространствах, а в горах, лесах, у скал, рек. Почти все племенные общины употребляют мясную пищу. 64.4% едят свинину, 36% - говядину, 30% - мясо буйволов.

Вегетарианство распространено среди тода (не считая христианских групп), рабари и бхарвад, а также отчасти среди групп санталов, ораон, бхилов, гондов, каваров и некоторых других племён. Рис употребляют 91.2% племён, животный жир 18.1% (преимущественно, среди племён Северо-Востока), корни диких растений - 86%. Использование растительного масла, масла земляного ореха и горчичного семени - недавнее заимствование ряда племён. За исключением бхагатов - племенных групп, принявших вишнуизм, - почти во всех племенах приняты алкогольные напитки, до недавнего времени в основном домашнего производства. Алкоголь употребляют практически все мужчины и женщины - 49.8% изредка, 22.8% постоянно.

В настоящее время 60.5% адиваси (385 племён) покупают алкогольные напитки на рынке. Использование молока в пищу является нововведением для большинства адиваси. Отдельные племена (тода) восприняли молоко в свою диету, другие (особенно племена австралоидных и монголоидных групп) - нет. Возрастает роль стручковых овощей (46.5%) в диете всех племён. Племена находятся вне варновой системы индийского общества. Однако 11.8% из них помещают себя в систему варн: из них 8.3% считают себя кшатриями, 7.5% - шудрами, одно племя пардхан - вайшьями, 0.9% - брахманами (гадди брахман, пангвал брахман, кагати, некоторые группы джансари). В целом 26.9% племён считают свой статус в социальной иерархии высоким, 46.9% - средним, 25.3% - низким. Почти все племена имеют внутреннюю иерархию, основанную на происхождении. Многие племена делятся на территориальные сегменты. Большое число племён - в основном, центральной и северо-восточной Индии - имеет женские сообщества и фратрии. Социальная организация племён строится на делении на кланы и линиджи, между которыми регулируются брачно-родственные отношения. Почти все племенные группы эндогамны.

458 племён имеют клановую экзогамию; редкие случаи клановой эндогамии фиксируются в среде мигрирующих групп, а также среди племён, переживших социальный стресс, как мизо. Большинство племён (главным образом, в южной, центральной и северо-восточной Индии) имеют практику кросс-кузенных браков: 359 племён практикуют брак с дочерью дяди по матери, 259 - по отцу. 84 племени признают брак дяди и племянницы. Моногамный брак доминирует среди адиваси, но имеется также практика сестринской полигинии (153 группы), и не-сестринской полигинии (239 групп). 535 общин практикуют выкуп за невесту, деньгами и натурой. 91.7% адиваси - патрилокальны, 3.3% - матрилокальны, 1.9% - билокальны. В 93.2% племён практикуется развод, в 95.8% и 90.1% - повторный брак вдовцов обоего пола и разведённых соответственно. Возраст вступления в брак постепенно повышается. Доминирует нуклеарная семья (91.4%).

Большинство конфликтов возникает по вопросу о наследстве и собственности. Большинство племён имеют мужскую форму наследования, 11 племён наследуют собственность по женской линии, 56 племен равно делят собственность между сыновьями и дочерьми (в основном, это племена Кералы и дистрикта Дакшин Каннары в Карнатаке, находящиеся в процессе трансформации от матрилинейности к патрилинейности). У некоторых адиваси имеются дома неженатой молодежи (у ораонов, мунда, асуров, нага, мудуваров, мария).

В конце Х1Х - начале ХХ вв. среди адиваси начали возникать реформаторско-религиозные движения. Росло движение за этническую и политическую независимость. В 1935 г. области проживания адиваси были преобразованы в особые территории. Позднее, 1950-ых гг. были сформированы Союзные территории, управляемые центральным правительством (Манипур, Трипура, Химачал, Андаманские и Никобарские острова).

Среди ряда адиваси наблюдается борьба за автономию. Так, в Чхота Нагпуре, среди санталов, мунда, ораонов, хо и других народов, на базе нескольких обществ и союзов сложилась политическая партия "Джаркханд" (по имени средневекового государственного объединения мунда и ораонов). Программа её сводилась к требованию создания отдельного штата на племенной основе, что и было достигнуто. Среди племён Гуджарата и Южного Раджастхана существовало движение за создание "Адивасистана" в Западной Индии. Среди гондов - движение за создание штата Гондвана на территории южных районов Мадхья-Прадеш и Махараштры.

Пример административных реформ Северо-Восточной Индии - выделение территорий, населённых преимущественно племенами - штатов Нагаленд (с 1963 г.), Мегхалайя (1970 г.) и союзных территорий Мизорам и Аруначал из штата Ассам и Северо-Восточного пограничного агентства, отчасти становится прецедентом для решения проблем адиваси других областей Индии. Немалую роль выполняют кредитные и производственные общества адиваси, они организуют закупку продуктов их хозяйства, развивают традиционные ремесла. Большую работу среди племен проводят институты изучения племен в Ранчи (Джаркханд), Чхиндваре (Мадхья-Прадеш), Удайпуре (Раджастхан), Тируванандхапурам (Керала) и др. Помощь оказывают общества "Бхаратия адимджати севак сангх", "Адимджати сева мандал".
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество