Этноконфессиональная
общность Индии, исповедующая зороастризм. Общая численность
(в настоящее время) около 130 тысяч, из них около 60 тысяч
живут в Мумбаи, а также значительные общины имеются в
Гуджарате и других местах Индии.
Живут также в Кантоне (Китай), Гонконге, Восточной Африке,
Адене, в Карачи (Пакистан), Великобритании (с 1863 г.), США
и Канаде, немногочисленные групп имеются и в других странах
мира. Говорят на языке гуджарати, а также маратхи,
английском. Культовые тексты на авестийском и пахлави.
Предки парсов, персы - зороастрийцы, беженцы из Персии после
укрепления там ислама, переселились на территорию Индии из
Персии в 8 - 10 вв.
Легендарные и исторические сведения об этнической истории
парсов содержатся в произведении "История Санджана" (около
1600 г.). Согласно преданию, флот группы беженцев,
направляемый советами жрецов и астрологов, прибыл к острову
Див (около Гуджарата), где они выучились говорить на
гуджарати.
Затем, ведомые астрологами, они вновь пустились в морское
путешествие, где попали в бурю, и, дав обет построить храм
при счастливом спасении, в 936 г. прибыли на землю (в
Гуджарате), которую назвали Санджан (по имени иранского
города), и где получили дозволение жить, договорившись с
правителем Джади Раной о 16 положениях, регламентирующих
жизнь и деятельность общины. В них подчеркивалась близость
индуизма и зороастрийской религии.
Среди прочего предполагалось овладение языком гуджарати,
принятие местной одежды, некоторых черт свадебной церемонии,
отказ от ношения оружия. Парсы построили храм огня и стали
жить по традиции своей религии. Зажженный ими священный
огонь и по сей день сохраняется в храме в деревне Удвада
(ставшей центром паломничества). Сведений о жизни парсов до
18 в. немного. В 1297 г. часть земель Гуджарата подверглись
нападениям мусульман; возможно, это заставило часть парсов
переселиться южнее, на территорию современного штата
Махараштра, в область современного Бомбея.
Значительную роль в жизни общины сыграло оформление
европейской колониальной власти в Индии. Парси стали
важнейшей общиной, заселившей торговый и промышленный город
Бомбей (Мумбаи), основанный британцами. К 1850 г. они
владели половиной городской земли. В 18 в. часть общины
отселилась в Калькутту. До конца 19 в. роль парсов в
экономической и политической жизни была уникальной, и только
в 20 в. в их традиционные сферах занятости начали
преуспевать и другие общины.
Среди них высокий образовательный уровень, высокая степень
вестернизации и урбанизации. Парсы занимаются торговлей,
виноделием, строительством и кораблестроительством, они
заняты в предпринимательстве, управлении, банковском деле,
авиации, образовании; много среди них адвокатов и врачей, а
также они заняты в спортивном деле (крикет). Парсы очень
активны политически (в частности, в рамках Партии
Национального Конгресса). Развита система взаимопомощи,
существуют благотворительные организации парсов.
Одежда и кухня сформировалась на основе культуры Гуджарата.
Религиозные обряды проводят дома, перед лампой со священным
огнем - диво. Во многих местах Индии работают храмы огня (агиари),
где служат жрецы дастуры, получившие специальное
образование. Костюм жрецов особый, обычно белый, включает
лицевую повязку и тюрбан.
Инициация подростков - церемония повязывания священного
шнура (кушти) и надевания рубашки судре. Почитание всех
стихий, и боязнь их осквернения предопределили особый
похоронный ритуал парсов - помещение трупов в похоронные
"башни молчания" (дакхма). Парсы имеют собственный календарь
(гахамбар). Важнейший праздник - Норуз (Новый год).
Во многих домах имеются портреты Заратуштры и символические
изображения Ахура Мазды. Распространено использование
амулетов (чоук, напольные рисунки известью; фраваши -
фигурки ангелов), существуют обрядовые табу.