Современный
индуизм - религия около 85% жителей Индии. Это продукт
нескольких тысяч лет развития, разнообразных ассимиляций и
синтеза. Она не имеет ни основателя или пророка, ни единого
кредо, ни одной предписанной для всех практики или доктрины:
это объединение многих религий, сотен культов богов и
богинь, вер, практик, философских систем.
Некоторые объединяют только две или три деревни и немногих
последователей, другие распространены на протяжении всего
субконтинента. Чаще всего под понятием "религия" здесь
имеется в виду дхарма, что охватывает естественный и
моральный закон, определяет путь проживания жизни и
выполнения жизненных задач в гармонии с предназначенными
задачами и порядком, для достижения личных целей и
требований общества. Одной из основ индуизма является
ведическая религия, с которой связываются так называемые
арийские народы, полукочевые индоевропейские племена,
появившиеся в северо-западных областях Индостана во втором
тысячелетии до н.э., и постепенно смешивавшиеся с местным
населением.
В ведийской религии почитались боги небесного, воздушного
пространства и земли - Индра, Агни, Сома, Сурья. Большинство
этих божеств в более позднее время потеряло столь высокий
статус, но Индру до сих пор почитают как царя богов, а Сурья
навечно запечатлен в великолепном храме - колеснице 13 века
в Конараке (Орисса). Важнейший источник ведийской религии -
веды, которые, как считается, были услышаны провидцами (риши).
Долгое время существовавшие изустно, со временем они были
записаны. Ведические тексты объединяют собственно веды,
четыре сборника (самхиты) - Ригведу, Самаведу, Яджурведу и
Атхарваведу, и комментаторские тексты - брахманы, араньяки и
упанишады.
В ведах представлены в основном гимны, обращенные к богам, а
также имеются указания по всем составным частям общинного
ритуала. Столь большое внимание к ритуалу со временем даже
потеснило важность самих богов; с другой стороны, шли поиски
единого космического начала и источника мироздания, которое
в упанишадах представало в образе Брахмана. Здесь был описан
мистический опыт по соединению личностной души (атмана) с
Брахманом посредством аскетизма, отказа от мирских ценностей
и размышлений.
В упанишадах представлена концепция сансары - циклического
круга жизни, смерти и возрождения, движимой желанием, жаждой
жизни, и мокши - освобождения; это стало фундаментальными
понятиями индуистского мировоззрения. Большинство индуистов
верят в судьбу и полагают, что существующее положение в
обществе предопределено результатами предыдущих действий в
этой и предыдущей жизнях.