Самоназвание
синдхи, "индийский", от санскритского "Синдху" - Инд. Народ
в Пакистане, главным образом в провинции Синдх, и в Индии,
главным образом в пограничных с Пакистаном районах штата
Раджастхан.
В настоящее время синдхи - мигранты с территории Пакистана
также широко расселены в урбанистических районах Индии -
Бомбее, Саураштре, Куче, Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш,
Гуджарате (синдхи лухана, дистрикты Джунагадх, Райкот,
Джамнагар и Ахмедабад), а также спорадически в Бихаре (Музаффарпур,
Катихар, Дханбад, Патна, Джамшедпур, Гайя), Ориссе (Куттак,
Майюрбхандж, Самбалпур), Тамилнаду (в городах,
индустриальных центрах), Андхра-Прадеш (Хайдерабад, Адилабад,
Низамбад, Каримнагар, Виджайявада, Тирупати).
Численность в Пакистане 13.5 млн. человек, в Индии 2.3 млн.
чел. Относятся к индо-средиземноморской расе большой
европеоидной расы. Язык синдхи индоарийской группы
индоевропейской семьи, делится на четыре диалекта; в основе
литературного языка - диалект вичоли. Много заимствований из
арабского и персидского языков. Письменность на основе
арабского алфавита, среди синдхов Индии распространено
письмо деванагари.
Синдхи Индии владеют вторым языком - хинди, ория и др., в
зависимости от места проживания. Большинство синдхов -
мусульмане-сунниты; в Индии, главным образом, сикхи и
индуисты. Среди последних популярны культы Варуна (часто как
семейного божества), речного бога Джхулелала, Шивы,
Матери-богини, Четхи Чанд (как местного божества в
Уттар-Прадеш), Свами Лила Сах Махараджа (как кланового
божества).
Несмотря на различия в религиозной практике, все касты
синдхов признают лидирующую роль брахманов в исполнении
важнейших религиозных обрядов. Этническую основу синдхов
составили индоарийские племена, появившиеся на территории
Синда в 1 тыс. до н.э. В этногенезе приняли участие племена
саков и масагетов, эфталиты, позднее арабы, под властью
которых с начала VIII до середины X вв. находился Синд, и
которые начали тут распространять ислам. С XI в. Синд
подвергался многочисленным вторжениям, население пополнялось
иранскими, афганскими, тюркскими, белуджскими и другими
народами, постепенно ассимилировавшимися в единый этнос.
В XV - XVI вв. на этногенез синдхов повлияли некоторые
белуджские племена и брагуи, отдельные кланы джатов из
Южного Панджаба. В 1843 г. английские колонизаторы
присоединили Синд к британским владениям в Индии. В конце
XIX в. началось антифеодальное и антиколониальное движение
во главе с мусульманской сектой хуров (от арабского хур -
"свободный, вольный, независимый"). Движение способствовало
росту национального самосознания и консолидации. В 1935 г.
синдхи добились выделения Синда из Бомбейской провинции.
После образования Пакистана в 1947 г. Синд вошёл в его
состав; туда переселилось много мусульман из Индии. Общество
синдхов, согласно Хиранандани, до разделения не имело каст
брахманов и шудр, в нём не было неприкасаемых, полигамии и
детских браков. В настоящее время среди синдхов имеется
несколько брахманских групп. Социальное деление основывается
на типе занятия, территориальном принципе.
В зависимости от места происхождения различают синдхов
Суркур, Шикарпури, Мирпури, Сайти, Хайдерабади, Чаппру.
Гетерогенность общества синдхов проявляет набор их фамилий:
зафиксировано 933 единиц. Характерным признаком является
суффикс "ал" (экзогамные группы Нагпал и др.), аффиксы "ани"
(добавляемые к имени предка - Лалвани) и "джа" (Хиндуджа).
Различаются субгруппы сингхов, расселённых в разных районах
Индии. Синдхи Уттар-Прадеш делятся на кланы - чханчория,
какку котха, кхола, маду, маджетиа, сунеджа, соратия и
варния; среди них зафиксированы касты брахманов и кхатри.
Кланы регулируют брачные отношения. Среди синдхов
Мадхья-Прадеш - брахманы, кхатри, сохи, бхат и синдхи
сардар. Синдхи лухана Гуджарата делятся на лади (низшая
часть общества) и уттарадхи (высшие).
Традиционный механизм общественного контроля - Сарва Нийят
Панчаят на государственном уровне, имеющие региональные и
местные представительства. Существуют благотворительные
организации синдхов, одна из крупнейших - ассоциация Шри
Синдхи Гуру Сангат Сабха в Хайдерабаде (штат Андхра-Прадеш).
Система родства арабского типа.
Практикуются левират и сорорат. Превалирует нуклеарная
семья. Имущество делится по мужской линии, главным
наследником является старший сын. Основное занятие синдхов
Пакистана - пашенное земледелие (просо, сорго, рис, пшеница,
горох, бобовые, масличные культуры), имеется искусственное
орошение. Разводят крупный рогатый скот (буйволы, зебу),
лошадей. На побережье и в дельте Инда значительна роль
рыболовства. Ремёсла - сохранились некоторые виды ручного
ткачества, выделка кож, производство ковров. Женское ремесло
- вышивка по ткани.
Развивается промышленность, интеллигенция, художественная
литература. Большинство синдхов Индии занято в торговле и
предпринимательстве, работают в качестве инженеров, врачей,
преподавателей, административных работников. Сельское жилище
- глинобитное или плетнёвое с обмазкой, у зажиточных из
сырцового или обожжённого кирпича, обычно обнесённое
забором. Крыши плоские из слоёв жердей и тростника,
пересыпанных землёй. Одежда мужчин и женщин - шаровары и
рубаха, мужчины подпоясываются. Женщины поверх шаровар носят
юбки, некоторые - сари.
Разнообразны головные уборы: у мужчин чалма, у женщин
накидка чадар, много украшений, в том числе крупные серьги в
носу (натх). Пища - просяные лепёшки (роти), похлёбки из
гороха, бобовых, пшена, в дельте Инда - рис и рыба. Зерновая
основа пищи - пшеница, рис, баджра и гороховые культуры.
Большинство групп синдхов невегетарианцы (за исключением
брахманских групп, особенно в Дели, Тамилнаду,
Андхра-Прадеш). Употребляют мясо (преимущественно баранину,
не свинину), птицу, рыбу, яйца, овощи, фрукты, молоко
буйволиц и коз. Популярен чай.
Мужчины изредка употребляют алкогольные напитки. Важнейшие
ритуалы связанные с рождением и детством для детей обоего
пола - чхатхи, бархи, намкаран санскар и аннапрасан, мандан
санскар; свадебный ритуал - каньядан; похоронные обряды -
дах санскар и шрадха.
Семейные институты и обряды жизненного цикла синдхов
различных областей в основном схожи. Популярны календарные
праздники - Холи, Рам Навами, Джанмаштми, Дассера, Дивали. В
дистриктах Горакхпур и Канпур Бихара синдхи в июне-июле
празднуют Амарлал мелу.
охраняется музыкально-песенный фольклор: женские танцы
исполняют переодетые мужчины; популярен танец дхоба. Среди
синдхов Индии практикуется ритуальный обмен продуктами и
пищей с индийцами высоких каст.