Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Джайнизм

ДжайнизмНесмотря на то, что последователей джайнизма в Индии относительно немного, всего лишь около половины одного процента от общего населения страны, они пользуются огромным влиянием на протяжении вот уже более 2500 лет. Большая часть джайнов проживает в Гуджарате и Раджастхане, но также они рассеяны по всей Индии, занимаясь, в основном торговлей и ремеслами.

Сходства с богослужениями индуизма, в частности, относительно почитания природы и непричинения вреда живым существам, способствовали упадку джайнизма и слиянию с индуизмом, и в настоящее время между ними не существует антагонизма. Сосредоточившись на практике ахимса (отрицание насилия), джайны придерживаются строгого правила в отношении непричинения вреда всем дживам (душам), которые существуют в людях, животных, растениях, воде, огне, земле и воздухе.

Они утверждают, что каждая джива - чиста и всеведуща, и также способна достичь освобождения, или мокши, от существования в этой вселенной. Тем не менее, дживы сокрыты кармой - некой формой тонкой субстанции, которая связывает душу и, являясь порожденной ее деяниями, привязывает дживу к физическому существованию. Для ортодоксального джайнизма, единственный путь освободить дживу от кармы, и соответственно, избавиться от колеса смерти и перерождения, - следовать аскетизму и медитации, подавлять страсти, неверные суждения, привязанности, легкомыслие и плохие поступки.

Джайнская доктрина базируется на учении Махавиры, "Великого героя", последнего в ряду 24 тиртханкар ("создателей брода"), которые, как сказано, появляется на свете каждые 300 млн. лет. Махавира (599 - 527 до н.э.) родился под именем Вардхамана Джнятрипутра в семье кшатриев недалеко от современной Патны. Как и Будда, Махавира отказался от семейной жизни в возрасте 30-ти лет, провел годы в скитания как аскет, отказываясь от всех благ в попытке преодолеть стремление к земным ценностям. Жестко противясь жертвенным обрядам и кастовым различиям, он, когда сам достиг полного признания и независимости, начал учить других, но он говорил не о ведических богах и божественных героях, а о настоящей природе мира и средствах, необходимых для освобождения от мокши, бесконечного цикла перерождений. Джайнизм распространился по всей Индии под патронажем царей, таких как Чандрагупта Маурья (третий век до н.э.).

Вскоре после этого произошел раскол, частично основанный на лингвистических и географических делениях, но в огромной степени из-за различий в монашеской практике. С одной стороны дигамбары ("одетые в пространство") верили, что полное обнажение достигших высокого уровня аскетов - существенная часть отказа от мирского, и что женщины не способны достичь освобождения от мирского существования. "Одеты в светлое" шветамбары, тем не менее, избегали крайностей, объединяли монахинь в монастырские коммуны, и даже признали женщину-тиртханкару.

В настоящее время эти два направления проводят богослужения в разных храмах. Многие монахи шветамбара носят белые маски на лицах для того, чтобы при дыхании не проглотить насекомых, и носят метелку, которую иногда используют для подметания своей дороги; никто из них не пользуется общественным транспортом. Согласно традиции джайнизма, главы семей дают обет не совершать членовредительства, обмана, краж, мирских соблазнов.

Храмы джайнов удивительно богато украшены колоннами, консолями и шпилями в виде роскошных дев, музыкантов, святых и даже индуистских божеств; на мраморных полах храмов часто располагается символ свастики, главный в джайнизме, представляющий четыре состояния повторного рождения - как боги, люди, существа преисподней, или животных и растений.

Поклонение в храмах состоит из молитвы и пуджи перед образами тиртханкаров, верующие обходят вокруг священных изображений, распевают священные гимны и делают подношения цветами, пастой сандалового дерева, рисом, сладостями и благовониями. Вполне обычно поститься 4 раза в месяц в парваны (святые дни), на 8 и 14 день возрастающей луны и периоды новолуний. Доведение себя до смерти от голодания - салекхана - считается у джайнов - аскетов окончательным отречением от физических потребностей и относительно благим способом закончить земную жизнь.

Чтобы войти в монашеское сообщество, начинающий джайн должен пройти через 11 пратима, начиная с правильных взглядов, признания обетов, поста и целомудрия, и заканчивая отречением от семейной жизни. Являясь монахом или монахиней, джайн ставит целью прояснить разум посредством медитации, надеясь погасить страсти и разорвать связи кармы и привязанности, вступая в 14 духовных ступеней гунастахан чтобы стать полностью освобожденным существом.

Однако следуя монашеской или светской жизнью, джайн знает, что достичь мокши очень трудно, таким образом, религиозная практика нацелена главным образом на достижение состояния повторного рождения более способствующего духовному постижению. Паломнические места, известные как тиртхи, но это понятие не соотносится с буквальным значением "пересечения реки", а является священными для всех индусов и джайнов из-за очистительной природы воды. В одном из важнейших тиртх шветамбаров, Шатрунджая в Гуджарате, находятся более 900 храмов, которые окружают единственный холм, который, как верят, посетил первый тиртханкар Ришабха и который, как полагают, является местом, где Рама, Сита и братья Пандавы (которые джайны считают своими единоверцами) достигли освобождения.

Важной тиртхой дигамбаров является Шравана Белгола в Карнатаке, где 17-метровый образ Бахубали (признанного первым человеком, достигшим освобождения), на вершине холма почитается в огромном празднике каждые 12 лет. В крайне сложном процессе философского анализа известном как анеканатавада ("относительность"), джайнизм обращается ко всем вопросам существования, постоянства и изменения с 7 различных точек зрения, поддерживая идею, что вещи могут рассматриваться бесконечным числом различных доступных способов.

Таким образом, происходит смещение интеллектуальной основы от насилия, избегая потенциально опасного результата поддержания одной точки зрения. В этом отношении джайнизм признает другие религиозные философии и заимствует с небольшими изменениями несколько индуистских праздников и практик.
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество