Бабур, потомок Тимура, получил контроль над Дели и Агрой,
нанеся поражение Ибрагиму, но столкнулся с конфедерацией
раджпутов во главе с Раной Мевара и с афганскими правителями
и султаном Бенгалии.
Бабур одержал победу над раджпутами в 1527 г. и сокрушил
союзнические армии и султана Бенгалии в 1529 г., но
ухудшающееся здоровье вынудило его удалиться в Лахор, где он
умер в 1530 г. В течение четырех лет Бабур создал империю,
простирающуюся от Бадахшана до границ Бенгалии. Его мемуары
свидетельствуют о нем как о выдающемся человеке, любившем
музыку и поэзию. Хумаюн, его сын и преемник, был совершенно
иным, имел переменчивый характер, взрывы восторженной
деятельности чередовались с леностью.
Он подчинил территории Мальвы и Гуджарата, но вскоре лишился
их и был вынужден искать убежище в Персии в 1539 г. Намного
более умный политический деятель, чем импульсивный Хумаюн,
Шер-шах объединил территории на северо-западе, основав
административный центр в Дели, откуда начал успешные военные
походы в Панджаб и Синд. Позже он подчинил несколько
раджпутских династий. Со смертью Шер-шаха в ходе одной из
кампаний в 1545 г. Хумаюн воспользовался ситуацией и
вернулся в Дели. Молодой император Акбар вскоре установил
собственный контроль. Первые военные кампании Акбар провел
против раджпутов и подчинил себе почти все кланы кроме
области Мевар со столицей в Удайпуре. Акбар был блестящим
военачальником, и к 1570-м гг. подчинил себе многие области
Бенгалии. Акбар был столь же умным политическим деятелем и
администратором; после подчинения раджпутов он дипломатично
даровал им почести, производя их в военачальники и
провинциальные губернаторы.
Дав им автономию в пределах их собственных государств, он
сделал раджпутов своими союзниками, символическим
утверждением чего стал брак Акбара с джайпурской принцессой.
Создание административной структуры, которая оказалась
весьма эффективной для управления империей, было одним из
наиболее важных достижений Акбара. Он собрал информацию
относительно местных доходов, производительности и ценовых
изменений.
Лидеры местных общин и землевладельцы (заминдары) были
вовлечены в сбор доходов. В дополнение к реформам
политической и экономической жизни, Акбар принял политику
религиозной терпимости. В частности, он отменил подушный
налог, которым облагались немусульмане (джизия), и пошлину
на индуистские паломничества. В Фатехпур Сикри проводились
дискуссии с участием мусульман, португальских священников из
Гоа, брахманов, джайнов и зороастрийцев. Впоследствии Акбар
развил теорию божественного царства, соединявшего все
религии. Акбар покровительствовал искусствам, и его
сравнивают с самыми великими государственными деятелями
мира; его правление положило основы устойчивого развития
Могольской империи в течение столетия. Господство Джахангира
(1605-27) и Шах-Джахана (1628-57) ознаменовали расцвет
империи.
Это было время оживленной экономической деятельности,
расцвета искусств и архитектурного блеска. Джахангир уладил
конфликт с Меваром, расширил территорию империи. Когда
Шах-Джахан, сын Джахангира, пришел к власти в 1628 г., он
безжалостно казнил всех потомков мужского пола своих братьев
и дядьев. Он, подобно его предшественникам, был большой
любитель и патрон искусств, особенно архитектуры. Красный
Форт и Джами Масджид Дели, форт в Агре, роскошный Тадж-Махал,
мавзолей, который он создавал для умершей жены Мумтаз,
являются результатами его собственного вдохновения и
артистического руководства. Шах-Джахан попытался установить
связь с маратхами Декана.
Линии сражений были теперь отодвинуты для возможной
гражданской войны между этими двумя братьями - Аурангзебом и
Дара Шукохом. Тридцатилетнее господство больного императора
Шах-Джахана закончилось позорно - его сын Аурангзеб заключил
его в темницу в крепости Агры, где он жил, глядя в окно на
мавзолей своей любимой жены Мумтаз. Годы правления
Аурангзеба ознаменовались новыми завоеваниями. Постоянной
угрозой моголам была армия маратхов под руководством Шиваджи.
Мусульманские государства Биджапур и Голконда стремились
объединиться против Аурангзеба. Сепаратизм сикхов был
жестоко подавлен, и гуру Тегх Бахадур был казнен в 1675 г.;
его сын, гуру Гобинд, преобразовал религиозное сообщество в
военную секту, которая становилась все более и более мощной.
Конфронтация Аурангзеба с раджпутами в 1678 г. закончилась
другой войной и отчуждением большинства бывших союзников
империи. Был заново введен налог, которым облагались
"неверные", запрещены храмовые ярмарки, дискриминационные
пошлины были вновь наложены на индуистских торговцев.
Аурангзеб сокрушал восстания и стремился к расширению
империи на юг. Однако приобретенные страны на юге были
трудноуправляемы, и политика Аурангзеба кончилась в
восемнадцатом веке крахом империи. Хотя развивались такие
центры как Муршидабад, Лакхнау, Хайдерабад и Фаизабад, но
политическая сила империи уменьшалась.
На этом фоне европейские торговые компании, и в особенности
британская Ост-Индская компания оказались способны
установить торговые центры, а затем и серьезно влиять на
историю Южной Азии.
|