Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Империя Моголов, 1526 – 1761 гг.

Бабур, потомок Тимура, получил контроль над Дели и Агрой, нанеся поражение Ибрагиму, но столкнулся с конфедерацией раджпутов во главе с Раной Мевара и с афганскими правителями и султаном Бенгалии.

Бабур одержал победу над раджпутами в 1527 г. и сокрушил союзнические армии и султана Бенгалии в 1529 г., но ухудшающееся здоровье вынудило его удалиться в Лахор, где он умер в 1530 г. В течение четырех лет Бабур создал империю, простирающуюся от Бадахшана до границ Бенгалии. Его мемуары свидетельствуют о нем как о выдающемся человеке, любившем музыку и поэзию. Хумаюн, его сын и преемник, был совершенно иным, имел переменчивый характер, взрывы восторженной деятельности чередовались с леностью.

Он подчинил территории Мальвы и Гуджарата, но вскоре лишился их и был вынужден искать убежище в Персии в 1539 г. Намного более умный политический деятель, чем импульсивный Хумаюн, Шер-шах объединил территории на северо-западе, основав административный центр в Дели, откуда начал успешные военные походы в Панджаб и Синд. Позже он подчинил несколько раджпутских династий. Со смертью Шер-шаха в ходе одной из кампаний в 1545 г. Хумаюн воспользовался ситуацией и вернулся в Дели. Молодой император Акбар вскоре установил собственный контроль. Первые военные кампании Акбар провел против раджпутов и подчинил себе почти все кланы кроме области Мевар со столицей в Удайпуре. Акбар был блестящим военачальником, и к 1570-м гг. подчинил себе многие области Бенгалии. Акбар был столь же умным политическим деятелем и администратором; после подчинения раджпутов он дипломатично даровал им почести, производя их в военачальники и провинциальные губернаторы.

Дав им автономию в пределах их собственных государств, он сделал раджпутов своими союзниками, символическим утверждением чего стал брак Акбара с джайпурской принцессой. Создание административной структуры, которая оказалась весьма эффективной для управления империей, было одним из наиболее важных достижений Акбара. Он собрал информацию относительно местных доходов, производительности и ценовых изменений.

Лидеры местных общин и землевладельцы (заминдары) были вовлечены в сбор доходов. В дополнение к реформам политической и экономической жизни, Акбар принял политику религиозной терпимости. В частности, он отменил подушный налог, которым облагались немусульмане (джизия), и пошлину на индуистские паломничества. В Фатехпур Сикри проводились дискуссии с участием мусульман, португальских священников из Гоа, брахманов, джайнов и зороастрийцев. Впоследствии Акбар развил теорию божественного царства, соединявшего все религии. Акбар покровительствовал искусствам, и его сравнивают с самыми великими государственными деятелями мира; его правление положило основы устойчивого развития Могольской империи в течение столетия. Господство Джахангира (1605-27) и Шах-Джахана (1628-57) ознаменовали расцвет империи.

Это было время оживленной экономической деятельности, расцвета искусств и архитектурного блеска. Джахангир уладил конфликт с Меваром, расширил территорию империи. Когда Шах-Джахан, сын Джахангира, пришел к власти в 1628 г., он безжалостно казнил всех потомков мужского пола своих братьев и дядьев. Он, подобно его предшественникам, был большой любитель и патрон искусств, особенно архитектуры. Красный Форт и Джами Масджид Дели, форт в Агре, роскошный Тадж-Махал, мавзолей, который он создавал для умершей жены Мумтаз, являются результатами его собственного вдохновения и артистического руководства. Шах-Джахан попытался установить связь с маратхами Декана.

Линии сражений были теперь отодвинуты для возможной гражданской войны между этими двумя братьями - Аурангзебом и Дара Шукохом. Тридцатилетнее господство больного императора Шах-Джахана закончилось позорно - его сын Аурангзеб заключил его в темницу в крепости Агры, где он жил, глядя в окно на мавзолей своей любимой жены Мумтаз. Годы правления Аурангзеба ознаменовались новыми завоеваниями. Постоянной угрозой моголам была армия маратхов под руководством Шиваджи. Мусульманские государства Биджапур и Голконда стремились объединиться против Аурангзеба. Сепаратизм сикхов был жестоко подавлен, и гуру Тегх Бахадур был казнен в 1675 г.; его сын, гуру Гобинд, преобразовал религиозное сообщество в военную секту, которая становилась все более и более мощной.

Конфронтация Аурангзеба с раджпутами в 1678 г. закончилась другой войной и отчуждением большинства бывших союзников империи. Был заново введен налог, которым облагались "неверные", запрещены храмовые ярмарки, дискриминационные пошлины были вновь наложены на индуистских торговцев. Аурангзеб сокрушал восстания и стремился к расширению империи на юг. Однако приобретенные страны на юге были трудноуправляемы, и политика Аурангзеба кончилась в восемнадцатом веке крахом империи. Хотя развивались такие центры как Муршидабад, Лакхнау, Хайдерабад и Фаизабад, но политическая сила империи уменьшалась.

На этом фоне европейские торговые компании, и в особенности британская Ост-Индская компания оказались способны установить торговые центры, а затем и серьезно влиять на историю Южной Азии.
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество