Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Ведды

ВеддыНарод, коренное население Шри-Ланки (Цейлона). В настоящее время живут преимущественно в провинциях Восточной и Ува. Веддаратта, "страной веддов", называют район Бинтенне (верховья рек Гал-Оя и Мадура-Оя), хотя и здесь они составляют меньшинство населения.

Этноним ведда происходит, возможно, от тамильского ведан - "охотник". Согласно другой гипотезе, он восходит к сингальскому ведда и к санскритскому вьядха - "тот, кто пронзает, ранит". Численность ведда варьируется в зависимости от основания выделения, в начале 1980-ых гг. - от 800 человек до 5 тысяч. Антропологические признаки ведда послужили для выделения веддоидного типа большой экваториальной расы. Ведда, сохранившие древние черты, низкорослые (взрослые мужчины - 153-156 см), цвет кожи темно-коричневый, волосы волнистые, нос плоский и широкий. Однако, согласно данным антрополога В. Османа Хилла, среди веддов можно встретить и ярко выраженный европеоидный сингальский или тамильский типы. При этом в сингальских деревнях, пограничных с Веддарттой, встречаются типичные веддоиды, считающие себя сингалами или тамилами и отрицающие свою связь с веддами.

Ведда говорят на языке сингальско-мальдивской подгруппы индоарийской группы индоевропейской семьи (иногда считается диалектом сингальского языка). Распространён также сингальский язык. Так называемые прибрежные ведды (верды) говорят на тамили. У ведда имеются тайные (ритуальные) языки или речь. Большинство ведда буддисты и индуисты, но сохраняют традиционные верования. Предки ведда населяли многие районы Южной Азии. Протоавстралоиды населяли неолитические стоянки Шри Ланки на рубеже 2 тысячелетия до н.э. К началу н.э. они были распространены отдельными поселениями по всей территории острова, но постепенно вытеснялись и ассимилировались сингалами и тамилами. Пришельцы называли их яккхами и нагами (то есть "демонами" и "змеями").

Сингалы также полагают, что основу современных ведда заложили потомки принцессы ведда Кувени и сингальского принца Виджаи. С ростом численности сингалов и распространением их по острову, особенно после XI в. н.э., усилились ассимиляционные процессы. Некоторые группы сингалов в настоящее время весьма близки веддам - и по внешнему сходству, и в образе жизни (занимаются подсечно-огневым земледелием, собирательством и охотой, плетением циновок). Это ванни засушливого района Ванни Хатхпаттува и киннара окрестностей Уда Думбары (округ Канди) и Курунегалы.

Возможно, это часть ассимилированных ведда, в раннем средневековье вошедших в сингальскую социальную структуру. Ведда с раннего этапа заселения острова постепенно ассимилировались сингалами и ланкийскими тамилами. Кандийские правители приравняли ведда к высшей сингальской касте гоягама, что увеличило возможность смешанных браков. Ведда - хорошие разведчики и стрелки из лука - активно участвовали в борьбе местного населения с европейскими колонизаторами.

Принято подразделение веддов на три группы:
1. Лесные ведды (просто ведды) - сохранившие бродячий образ жизни и в наиболее чистом виде веддоидный антропологический тип, занимающиеся охотой и собирательством; видимо данные переписи населения 1953 г. указывает именно их численность - 800 человек;

2. Сельские ведды - самая многочисленная группа, занимающаяся земледелием типа чена (подсечно-огневое), собирательством, охотой, рыбной ловлей во внутренних водоёмах; небольшая их часть полностью перешла к сельскому хозяйству;

3. Прибрежные ведды (верды), живущие в приморских посёлках от Тринкомали на севере до Баттикалоа на юге, занимающиеся земледелием и ловлей морской рыбы. Они считают, что пришли из глубинных районов острова.

Однако остальные ведды их веддами не считают, и не возводят их ни к одной варуге. Верды говорят на тамили, внешне обычно выше, темнее и крепче других веддов. Возможно, это потомки смешанных браков веддов и ланкийских тамилов, некоторые исследователи считают вердов низкой кастой среди последних. Система родства веддов ирокезского типа. Социальные и семейные отношения своеобразны и архаичны. Ведды подразделяются на девять родовых групп - варуге: морана, унапане, ругам, уру, тала, набудена, кирибо, эмбилле и гама.

Принадлежность определённой варуге (наряду с приверженностью древним религиозным воззрением и охотой как основным занятием) стала в переписях населения начала ХХ в. важнейшим этническим признаком ведда. Члены каждой группы обладают равными правами охоты, сбора фруктов и мёда, рыбной ловли, пользования пещерами и гротами на территории обитания. Варуге - территориально-родовые эндогамные объединения: каждая живёт изолировано, связи между ними незначительны. Каждая варуга имеет устную традицию (которые возникли в результате контактов с окружающим сингальским населением). Кастовых различий первоначально не было, но к настоящему времени появилось некоторое социальное расслоение: морана и унапане считают себя высшими среди других групп. Семьи веддов как правило моногамные, матрилокальные и матрилинейные.

Формы брака - кросс-кузенные (ортокузенный брак рассматривается как кровосмешение), встречаются сорорат и левират, возможен развод и повторный брак для мужчин и женщин. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие чена, которым занимаются сельские ведды. С апреля по июнь расчищают от растительности и выжигают участок джунглей, сеют в необработанную землю зерно; возделывают, главным образом, суходольные культуры (рис) и клубнеплоды (маниоку, ямс). Через три-четыре года участок меняют, старые участки используют только через 10-12 лет.

Посев производят в сентябре-октябре, урожай зависит только от количества атмосферных осадков в период северо-восточного муссона. Большинство веддов сочетает земледелие с собирательством плодов, фруктов (особенно мора, конг, вира, палу и хлебного дерева), дикого мёда, а также охотой и рыболовством. Мужчины охотятся с маленьким топориком (одновременно инструмент и оружие) и луком (длиной до 170 см, стрелы около 1 м), в настоящее время используют ружья, часто с собаками, устраивают капканы. Во внутренних водах практикуется ловля речных крокодилов-гавиалов (обменивают их кожу) и рыбы, для чего используют верши, накидные и ставные сети, растительные яды.

Ведды не пользуются крючковыми снастями при ловле рыбы и не едят рыбу, пойманную таким образом. Ремёсла и промыслы не получили развития среди ведда: только изготавливают глиняную полуду без гончарного круга, обрабатывают шкуры оленей (шьют сумки для сбора и хранения плодов и мёда), выделывают одежду из коры дерева рити.

Пища веддов - плоды земледелия, охоты (мясо) и собирательства. Деревенские хижины веддов стоят в отдалении друг от друга. Каждая семья живёт в собственной хижине, обычно четырёхугольной, построенной из камыша, прутев или коры, и пальмовых листьев, крыши покрывают соломой, пальмовыми листьями и травой, стены обмазывают глиной и подпирают связанными деревянными жердями.

Жилища сельских веддов похоже на сингальское. Хижины обычно однокамерные, хотя встречаются и длинные низкие строения из сучьев и коры, покрытые соломой и разделённые на три - четыре комнаты. Традиционное жилище в лесу - охотничье укрытие и шалаш. Наиболее древним жилищем ведда были скальные навесы, естественные пещеры и гроты.

Традиционная одежда ведда - передник, в прошлом выделанный из коры дерева рити, в настоящее время сделанный из хлопчатобумажной ткани. Одежда мужчин состоит из передника, закреплённого на талии шнуром. Женщины обёртывают вокруг бёдер кусок ткани в виде юбки до колена; верхнюю часть тела в прошлом не прикрывали, с начала ХХ в. этот обычай стал исчезать, начали надевать саронги и камбайю (блузку с круглым или прямоугольным вырезом). Начало распространяться индийское сари.

Верды переняли от тамилов лунги. Женщины и девушки начиная с XVIII в. носят стеклянные ожерелья красного, зелёного и белого цвета (древнейшие из них венецианского происхождения). Традиционная духовная культура веддов выражается в культах, в меньшей степени в прикладном искусстве и народном творчестве. Распространены культ умерших, связанный с культом предков - яка (якини), культ духов легендарных героев (Канде яка - знаменитый охотник, верховное божество умерших). Практикуют подношения кирикораха ("сосуд с кокосовым молоком"), жертвуются бататы и вода.

Вареный рис, кокосовое молоко, листья бетеля, но не мясо. У веддов имеются жрецы капурале и дугганава (призывающие яку в обряде Нае яку натанава - "танец Нае яку). Дугганава отождествляются с шаманами, они обучают искусству преемников-учеников, обычно сына или сына сестры. Ведда почитают гама девая - деревенских божеств, распространённых среди сингалов. Богиня Паттини вошла в религиозную практику прибрежных веддов.

Ведды имеют богатый фольклор, часто посвящённый бортничеству. Танцы носят ритуальный характер, связан с охотой и культом предков. Музыкальные инструменты у веддов отсутствуют; только прибрежные ведды заимствовали у тамилов барабаны.
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество