Народ,
коренное население Шри-Ланки (Цейлона). В настоящее время
живут преимущественно в провинциях Восточной и Ува.
Веддаратта, "страной веддов", называют район Бинтенне
(верховья рек Гал-Оя и Мадура-Оя), хотя и здесь они
составляют меньшинство населения.
Этноним ведда происходит, возможно, от тамильского ведан -
"охотник". Согласно другой гипотезе, он восходит к
сингальскому ведда и к санскритскому вьядха - "тот, кто
пронзает, ранит". Численность ведда варьируется в
зависимости от основания выделения, в начале 1980-ых гг. -
от 800 человек до 5 тысяч. Антропологические признаки ведда
послужили для выделения веддоидного типа большой
экваториальной расы. Ведда, сохранившие древние черты,
низкорослые (взрослые мужчины - 153-156 см), цвет кожи
темно-коричневый, волосы волнистые, нос плоский и широкий.
Однако, согласно данным антрополога В. Османа Хилла, среди
веддов можно встретить и ярко выраженный европеоидный
сингальский или тамильский типы. При этом в сингальских
деревнях, пограничных с Веддарттой, встречаются типичные
веддоиды, считающие себя сингалами или тамилами и отрицающие
свою связь с веддами.
Ведда говорят на языке сингальско-мальдивской подгруппы
индоарийской группы индоевропейской семьи (иногда считается
диалектом сингальского языка). Распространён также
сингальский язык. Так называемые прибрежные ведды (верды)
говорят на тамили. У ведда имеются тайные (ритуальные) языки
или речь. Большинство ведда буддисты и индуисты, но
сохраняют традиционные верования. Предки ведда населяли
многие районы Южной Азии. Протоавстралоиды населяли
неолитические стоянки Шри Ланки на рубеже 2 тысячелетия до
н.э. К началу н.э. они были распространены отдельными
поселениями по всей территории острова, но постепенно
вытеснялись и ассимилировались сингалами и тамилами.
Пришельцы называли их яккхами и нагами (то есть "демонами" и
"змеями").
Сингалы также полагают, что основу современных ведда
заложили потомки принцессы ведда Кувени и сингальского
принца Виджаи. С ростом численности сингалов и
распространением их по острову, особенно после XI в. н.э.,
усилились ассимиляционные процессы. Некоторые группы
сингалов в настоящее время весьма близки веддам - и по
внешнему сходству, и в образе жизни (занимаются
подсечно-огневым земледелием, собирательством и охотой,
плетением циновок). Это ванни засушливого района Ванни
Хатхпаттува и киннара окрестностей Уда Думбары (округ Канди)
и Курунегалы.
Возможно, это часть ассимилированных ведда, в раннем
средневековье вошедших в сингальскую социальную структуру.
Ведда с раннего этапа заселения острова постепенно
ассимилировались сингалами и ланкийскими тамилами.
Кандийские правители приравняли ведда к высшей сингальской
касте гоягама, что увеличило возможность смешанных браков.
Ведда - хорошие разведчики и стрелки из лука - активно
участвовали в борьбе местного населения с европейскими
колонизаторами.
Принято подразделение веддов на три группы:
1. Лесные ведды
(просто ведды) - сохранившие бродячий образ жизни и в
наиболее чистом виде веддоидный антропологический тип,
занимающиеся охотой и собирательством; видимо данные
переписи населения 1953 г. указывает именно их численность -
800 человек;
2. Сельские ведды - самая многочисленная
группа, занимающаяся земледелием типа чена
(подсечно-огневое), собирательством, охотой, рыбной ловлей
во внутренних водоёмах; небольшая их часть полностью перешла
к сельскому хозяйству;
3. Прибрежные ведды (верды), живущие
в приморских посёлках от Тринкомали на севере до Баттикалоа
на юге, занимающиеся земледелием и ловлей морской рыбы. Они
считают, что пришли из глубинных районов острова.
Однако остальные ведды их веддами не считают, и не возводят
их ни к одной варуге. Верды говорят на тамили, внешне обычно
выше, темнее и крепче других веддов. Возможно, это потомки
смешанных браков веддов и ланкийских тамилов, некоторые
исследователи считают вердов низкой кастой среди последних.
Система родства веддов ирокезского типа. Социальные и
семейные отношения своеобразны и архаичны. Ведды
подразделяются на девять родовых групп - варуге: морана,
унапане, ругам, уру, тала, набудена, кирибо, эмбилле и гама.
Принадлежность определённой варуге (наряду с приверженностью
древним религиозным воззрением и охотой как основным
занятием) стала в переписях населения начала ХХ в. важнейшим
этническим признаком ведда. Члены каждой группы обладают
равными правами охоты, сбора фруктов и мёда, рыбной ловли,
пользования пещерами и гротами на территории обитания.
Варуге - территориально-родовые эндогамные объединения:
каждая живёт изолировано, связи между ними незначительны.
Каждая варуга имеет устную традицию (которые возникли в
результате контактов с окружающим сингальским населением).
Кастовых различий первоначально не было, но к настоящему
времени появилось некоторое социальное расслоение: морана и
унапане считают себя высшими среди других групп. Семьи
веддов как правило моногамные, матрилокальные и
матрилинейные.
Формы брака - кросс-кузенные (ортокузенный брак
рассматривается как кровосмешение), встречаются сорорат и
левират, возможен развод и повторный брак для мужчин и
женщин. Основные занятия - ручное подсечно-огневое
земледелие чена, которым занимаются сельские ведды. С апреля
по июнь расчищают от растительности и выжигают участок
джунглей, сеют в необработанную землю зерно; возделывают,
главным образом, суходольные культуры (рис) и клубнеплоды
(маниоку, ямс). Через три-четыре года участок меняют, старые
участки используют только через 10-12 лет.
Посев производят в сентябре-октябре, урожай зависит только
от количества атмосферных осадков в период северо-восточного
муссона. Большинство веддов сочетает земледелие с
собирательством плодов, фруктов (особенно мора, конг, вира,
палу и хлебного дерева), дикого мёда, а также охотой и
рыболовством. Мужчины охотятся с маленьким топориком
(одновременно инструмент и оружие) и луком (длиной до 170
см, стрелы около 1 м), в настоящее время используют ружья,
часто с собаками, устраивают капканы. Во внутренних водах
практикуется ловля речных крокодилов-гавиалов (обменивают их
кожу) и рыбы, для чего используют верши, накидные и ставные
сети, растительные яды.
Ведды не пользуются крючковыми снастями при ловле рыбы и не
едят рыбу, пойманную таким образом. Ремёсла и промыслы не
получили развития среди ведда: только изготавливают глиняную
полуду без гончарного круга, обрабатывают шкуры оленей (шьют
сумки для сбора и хранения плодов и мёда), выделывают одежду
из коры дерева рити.
Пища веддов - плоды земледелия, охоты (мясо) и
собирательства. Деревенские хижины веддов стоят в отдалении
друг от друга. Каждая семья живёт в собственной хижине,
обычно четырёхугольной, построенной из камыша, прутев или
коры, и пальмовых листьев, крыши покрывают соломой,
пальмовыми листьями и травой, стены обмазывают глиной и
подпирают связанными деревянными жердями.
Жилища сельских веддов похоже на сингальское. Хижины обычно
однокамерные, хотя встречаются и длинные низкие строения из
сучьев и коры, покрытые соломой и разделённые на три -
четыре комнаты. Традиционное жилище в лесу - охотничье
укрытие и шалаш. Наиболее древним жилищем ведда были
скальные навесы, естественные пещеры и гроты.
Традиционная одежда ведда - передник, в прошлом выделанный
из коры дерева рити, в настоящее время сделанный из
хлопчатобумажной ткани. Одежда мужчин состоит из передника,
закреплённого на талии шнуром. Женщины обёртывают вокруг
бёдер кусок ткани в виде юбки до колена; верхнюю часть тела
в прошлом не прикрывали, с начала ХХ в. этот обычай стал
исчезать, начали надевать саронги и камбайю (блузку с
круглым или прямоугольным вырезом). Начало распространяться
индийское сари.
Верды переняли от тамилов лунги. Женщины и девушки начиная с
XVIII в. носят стеклянные ожерелья красного, зелёного и
белого цвета (древнейшие из них венецианского
происхождения). Традиционная духовная культура веддов
выражается в культах, в меньшей степени в прикладном
искусстве и народном творчестве. Распространены культ
умерших, связанный с культом предков - яка (якини), культ
духов легендарных героев (Канде яка - знаменитый охотник,
верховное божество умерших). Практикуют подношения
кирикораха ("сосуд с кокосовым молоком"), жертвуются бататы
и вода.
Вареный рис, кокосовое молоко, листья бетеля, но не мясо. У
веддов имеются жрецы капурале и дугганава (призывающие яку в
обряде Нае яку натанава - "танец Нае яку). Дугганава
отождествляются с шаманами, они обучают искусству
преемников-учеников, обычно сына или сына сестры. Ведда
почитают гама девая - деревенских божеств, распространённых
среди сингалов. Богиня Паттини вошла в религиозную практику
прибрежных веддов.
Ведды имеют богатый фольклор, часто посвящённый
бортничеству. Танцы носят ритуальный характер, связан с
охотой и культом предков. Музыкальные инструменты у веддов
отсутствуют; только прибрежные ведды заимствовали у тамилов
барабаны.