Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Непальцы

НепальцыЭтнонимом непали имеет два значения: им обозначаются как парбатии, так и все жители Непала, вне зависимости от этнической принадлежности.

ПАРБАТИЯ
Одно из обозначение одного из народа Непала и северных районов Индии, имеющий самоназвание - непали. Другие его исторические обозначении - кхасы (в XIX в приобрело уничижительный оттенок), горкхи, горкхали (по имени царствующей династии). Парбатия - буквально "жители гор" - в противоположность неварам - обитателям долин. Численность в Непале - 9 млн. человек, в Индии 1,8 млн.

Относятся к различным типам южной ветви большой европеоидной расы, в некоторых случаях с некоторыми монголоидными элементами. Антропологический тип - мезоиндийский. В Непале образовалось три типа населения: на востоке преобладают монголоидные черты, на юге и юго-западе, в долине Катманду - европеоидные, а к западу от Катманду - население смешенного типа.

Говорят на диалектах языка непали (найпали, ранее называвшийся кхаскура, "язык кхасов", горкхали, парбатия) индоарийской группы индоевропейской семьи. В эту группу кроме непали входят языки кумаони и гархвали. На языках индоарийской группы говорит в целом около 78% населения Непала. Непали - язык межнационального общения народов Непала. Частично распространён английский язык. Письменность на основе деванагари.
Большинство парбатия индуисты (около 90%), распространен также буддизм (около 9%) и ислам (2%).

В древности на территории Непала жили племена, говорившие на языках тибето-бирманской группы, антропологически - южные монголоиды. С начала 1 тыс. до н.э. жители Индии поддерживали с ними торговый обмен, ввозя к ним соль, зерно, ткани, и получая золотой песок, полудрагоценные камни, минералы, шерсть. Начиная с 6 века до н.э. тут было создано местное государство киратов.

Буддизм начал распространяться тут с середины 1 тыс. до н. э., индуизм - с III - IV вв. н.э. В VII в. н.э. Непал стал вассалом Тибета (Великой Туфаньской империи), а в XII в. обрел независимость, возникло феодальное государство неваров Малла, которое в XV в распалось на враждующие княжества Бхадгаон, Катманду и Патан.

После начала мусульманских вторжений в Индию, на территорию Непала устремились большие группы населения, в особенности из раджпутских княжеств.

Предки парбатия - кхасы упоминаются в индийских источниках 1 тыс. до н.э. Формирование кхасов связано с миграциями индоарийского населения из Индии на север. На основе кхасов сложились непальские касты чхетри и тхакуров, а также брахманских групп. К XIII - XIV вв. на основе смешения с частью магаров, гурунгов, позднее сунваров и тамангов, киратов (раи) и других сложился кхасский этнос - основа гуркхов. Представители низших каст непальцев, возможно, восходят к аборигенному населению. С объединением Непала конфедерацией гуркхов княжества Горкха во второй половине XVIII в. сформировался непальский этнос (начал объединение гималайских земель правитель княжества Притхви Нараян в 1744 г.).

Господствующими стали касты тхакури, чхетри и брахманов. Процессы консолидации усилились с середины ХХ в. Однако этнические группы индийского происхождения с древности вели изолированный в окружении гималайских племен образ жизни. Выходцы из Горкхи до сих пор не отдают своих женщин замуж за местных мужчин.

Основное занятие - поливное и богарное, равнинное и террасное пашенное земледелие. Характерное сельскохозяйственное орудие и одновременно оружие, и церемониальный символ - кхукри, тяжёлый нож с широким изогнутым лезвием. Разводят буйволов, зебу, коз, птицу. Развиты ткачество, гончарство, кузнечное, ювелирное ремёсла. При политическом господстве, парбатии тем не менее не доминируют в экономике: ключевые позиции в хозяйстве многих районов Непала занимают невары или выходцы из Индии.

Традиционные поселения разбросанные. Жилище - двух- и трёхэтажное, из обожжённого или необожжённого кирпича. Верхний этаж жилой, побелён известью, с деревянной галереей и незастеклёнными окнами. Нижний - двухкамерный, включает кухню с очагом без дымохода, мастерскую, кладовую и хлев.

Мужская одежда состоит из двубортной сильно приталенной рубахи (даура) с прямыми длинными или короткими рукавами, стоячим воротником, боковыми разрезами внизу и сложной системой завязок, штанов (сурувал, широких в бёдрах и узких в голени), длинного пояса (патука), жилета, часто европейского пиджака.

За поясом носят кхукри. Шапочка топи - круглая или овальная. Женская: несшитая запашная юбка (пхария), свободная прямозастёжная кофта с прямыми длинными рукавами и маленьким отложным воротником (чоло), пояс, много украшений (серьги, металлические и стеклянные браслеты на руках и ногах, бусы, кольца), голову и плечи закрывает шаль. Женщины в городах носят сари.

Традиционная пища - варёный рис с овощами и острыми приправами, лепёшки из рисовой, пшеничной и кукурузной муки, бобы, топлёное масло из молока буйволиц (гхиу), коровье молоко и простокваша (дахи) с дроблёным рисом (дахи-чиура), чай с молоком, фрукты. Мясо употребляют по праздникам и для жертвоприношений.

Система парбатийских каст - вариант индуистской кастовой системы - характерна для всех индуистов Центральных Гималаев (Кумаон, Гархвал). В чистые касты входят в основном представители первых двух варн. Брахманы, кумаи и пурбия, согласно устной традиции, пришли из области Канаудж. Обе касты претендуют на превосходство, на практике держатся как равные, но обособленные. Дети от межкастовых союзов образуют многочисленные группы касты джайси ("астрологи") - не занимающиеся жреческой практикой, но второстепенными науками.

Три касты у парбатиев образуют варну кшатриев: тхакуры (к ним принадлежат королевская и княжеские династии; их особенно много в Западном Непале), чхетри (искажённое "кшатри", вошло в обиход в Х1Х в., ранее - просто кхасы, индоарийское население Центральных Гималаев, образуют основную массу "чистого" населения парбатиев - крестьян и солдат), бхаты (раибхаты, генеалоги и панегиристы, возможно, потомки межкастовых браков).

Вашьев нет, почти нет чистых шудр, но имеются шудры - низкостатусные кхасы, матвали-чхетри - "чхетри, употребляющие алкогольные напитки", которые не призывают брахманов для совершения обрядов, а священнодействуют сами с помощью медиумов. Среди парбатиев нет каст цирюльников, мясников и прачек (кхасы сами занимаются забоем скота, сами заботятся о своём теле).

Маслобои относятся к неприкасаемым. Имеются нечистые и неприкасаемые касты других народов. Мусульман немного, но они распределены по всей долине Катманду.

Нечистые парбатии все неприкасаемые. Они разделены на семь каст, входящие в 4 уровня по мере понижения статуса.
1. Ками - ремесленники, это лохар (кузнецы), сунар (ювелиры), чунара (токари), тамаута (изготовители котлов), од (каменщики, плотники), кумхале (гончары), парки (корзинщики), коли (ткачи).
2. Сарки (кожевники), бхуль (маслобои).
3. Портные-музыканты, они же певцы и шуты, мимы и танцоры (дамаи в Цетральном и Восточном Непале, дхоли, тури, ауджи, дас в Западном).
4. Гаине - нищие менестрели, рыбаки. Ниже располагаются хуркия, бханд, бади шуты, музыканты, собирающие милостыню и заставляющие плясать перед публикой своих женщин.

Имеются кастовые различия и запреты. Система межкастового обмена джаджмани распространена только в равнинных областях Непала.

Высшие касты - брахманы, тхакури, чхетри, доти, джумля, хумля - делятся на экзогамные патрилинейные группы (тхары, готры, джаты), состоящие из линиджей. Семья большая, патриархальная, реже малая. У богатых встречается полигамия.

В эпоху династии Малла у парбатиев был распространён буддизм. В XV в. он окончательно исчез, уступив индуизму, в котором преобладает культ шиваитских божеств. Отмечают праздники зимнего солнцеворота, праздник в честь трёх богинь, главным образом Дурги, Дасайн (конец муссона, возвращение богов на землю), Дивали - праздник огней в октябре-ноябре, весенний праздник Холи. Между праздниками Дасайн и Дивали в деревнях устанавливают качели и "чёртовы колеса" (распространено поверье, что раскачивание помогает покойным добраться до страны своих предков).

В Центральном и Восточном Непале у западных магаров распространено шаманство, которым занимается каста смешанного характера, джанкри. Обряды "по случаю" и предсказания проводят медиумы, колдуны - дхами, связанные в Западном Непале с храмами местных божеств, исполняющие ритуальный танец и впадающие в транс, иногда под музыку дамаи.

НЕВАРЫ
Крупным народом Непала - свыше 68% населения - являются невары, коренное население долины Катманду (их предками были кираты, принесшие сюда из южного Китая и северного Индокатия культуру риса, мундоязычные племена, личчхави и другие немногочисленные тибето-бирмансике народы), имеющие развитую кастовую систему, усложнённую вертикальным делением на группы буддистов.

Невары - земледельцы, и господствуют в экономике Непала.

Невары празднуют два новых года: Дивали (октябрь-ноябрь) и весенний праздник в апреле. В августе-сентябре - Индра джатра, в честь Индры и живой богини Кумари, праздник неварских князей.

В долине Катманду каждое княжество и городской квартал имеет свою богиню-покровительницу - Кумари, воплощение Кали или Бхагавати. Из касты баре выбирают девочку, которая сумела пройти испытания. Её помещают в храм и держат там до достижения половой зрелости, почитая как живую богиню, затем сменяют другой. При последнем правителе из династии Малла этот культ стал государственным.

В рамках обрядности жизненного цикла неваров празднуется символическая свадьба - ийхи. Девочку 4-11 лет сочетают с плодом дерева бел, символом бога Нараяна. Это грандиозная церемония, девочка пышно одета, принимает поклонения как богиня. Ей посыпают красным порошком пробор. Отныне девочка - полноправный член касты. Этот брак - первый и единственно необходимый. Потом она может иметь одного или нескольких мужей, однако с религиозной точки зрения она остаётся супругой Нараяна. Первая менструация у неваров событие общественное. Все члены линиджа становятся нечистыми на 11 дней. Девушка не должна видеть никого из семьи, не смотреть на солнце (воплощение Нараяна). На 12-ый день её запирают в тёмной комнате, после чего совершается омовение.

Рядом с парбатия и неварами проживают бхотия, шерпы (тихоокеанские восточные монголоиды), другие тибето-бирманские народы (восточногималайского подтипа, близкие к народам Юго-Восточной Азии). Народы юга страны - тхару, данувар, чепанги (подобно малым народам Бихара) относят к "веддоидно-монголоидному расовому типу", именуемому "восточноиндийским комплексом", возможно, древнейшему на территории Непала.

Некоторые народы, говорящие на тибето-бирманских языках, занимаются подсечно-огневым земледелием и отгонным скотоводством. Группа племен чепанг-кусунда-вайю занимается охотой и собирательством.

Народы, населяющие приграничные с Индией низменные тераи занимаются ремеслом, ведут торгово-обменные отношения.
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество