Этнонимом непали имеет два значения: им обозначаются как
парбатии, так и все жители Непала, вне зависимости от
этнической принадлежности.
ПАРБАТИЯ
Одно из обозначение одного из народа Непала и северных
районов Индии, имеющий самоназвание - непали. Другие его
исторические обозначении - кхасы (в XIX в приобрело
уничижительный оттенок), горкхи, горкхали (по имени
царствующей династии). Парбатия - буквально "жители гор" - в
противоположность неварам - обитателям долин. Численность в
Непале - 9 млн. человек, в Индии 1,8 млн.
Относятся к различным типам южной ветви большой европеоидной
расы, в некоторых случаях с некоторыми монголоидными
элементами. Антропологический тип - мезоиндийский. В Непале
образовалось три типа населения: на востоке преобладают
монголоидные черты, на юге и юго-западе, в долине Катманду -
европеоидные, а к западу от Катманду - население смешенного
типа.
Говорят на диалектах языка непали (найпали, ранее
называвшийся кхаскура, "язык кхасов", горкхали, парбатия)
индоарийской группы индоевропейской семьи. В эту группу
кроме непали входят языки кумаони и гархвали. На языках
индоарийской группы говорит в целом около 78% населения
Непала. Непали - язык межнационального общения народов
Непала. Частично распространён английский язык. Письменность
на основе деванагари.
Большинство парбатия индуисты (около 90%), распространен
также буддизм (около 9%) и ислам (2%).
В древности на территории Непала жили племена, говорившие на
языках тибето-бирманской группы, антропологически - южные
монголоиды. С начала 1 тыс. до н.э. жители Индии
поддерживали с ними торговый обмен, ввозя к ним соль, зерно,
ткани, и получая золотой песок, полудрагоценные камни,
минералы, шерсть. Начиная с 6 века до н.э. тут было создано
местное государство киратов.
Буддизм начал распространяться тут с середины 1 тыс. до н.
э., индуизм - с III - IV вв. н.э. В VII в. н.э. Непал стал
вассалом Тибета (Великой Туфаньской империи), а в XII в.
обрел независимость, возникло феодальное государство неваров
Малла, которое в XV в распалось на враждующие княжества
Бхадгаон, Катманду и Патан.
После начала мусульманских вторжений в Индию, на территорию
Непала устремились большие группы населения, в особенности
из раджпутских княжеств.
Предки парбатия - кхасы упоминаются в индийских источниках 1
тыс. до н.э. Формирование кхасов связано с миграциями
индоарийского населения из Индии на север. На основе кхасов
сложились непальские касты чхетри и тхакуров, а также
брахманских групп. К XIII - XIV вв. на основе смешения с
частью магаров, гурунгов, позднее сунваров и тамангов,
киратов (раи) и других сложился кхасский этнос - основа
гуркхов. Представители низших каст непальцев, возможно,
восходят к аборигенному населению. С объединением Непала
конфедерацией гуркхов княжества Горкха во второй половине
XVIII в. сформировался непальский этнос (начал объединение
гималайских земель правитель княжества Притхви Нараян в 1744
г.).
Господствующими стали касты тхакури, чхетри и брахманов.
Процессы консолидации усилились с середины ХХ в. Однако
этнические группы индийского происхождения с древности вели
изолированный в окружении гималайских племен образ жизни.
Выходцы из Горкхи до сих пор не отдают своих женщин замуж за
местных мужчин.
Основное занятие - поливное и богарное, равнинное и
террасное пашенное земледелие. Характерное
сельскохозяйственное орудие и одновременно оружие, и
церемониальный символ - кхукри, тяжёлый нож с широким
изогнутым лезвием. Разводят буйволов, зебу, коз, птицу.
Развиты ткачество, гончарство, кузнечное, ювелирное ремёсла.
При политическом господстве, парбатии тем не менее не
доминируют в экономике: ключевые позиции в хозяйстве многих
районов Непала занимают невары или выходцы из Индии.
Традиционные поселения разбросанные. Жилище - двух- и
трёхэтажное, из обожжённого или необожжённого кирпича.
Верхний этаж жилой, побелён известью, с деревянной галереей
и незастеклёнными окнами. Нижний - двухкамерный, включает
кухню с очагом без дымохода, мастерскую, кладовую и хлев.
Мужская одежда состоит из двубортной сильно приталенной
рубахи (даура) с прямыми длинными или короткими рукавами,
стоячим воротником, боковыми разрезами внизу и сложной
системой завязок, штанов (сурувал, широких в бёдрах и узких
в голени), длинного пояса (патука), жилета, часто
европейского пиджака.
За поясом носят кхукри. Шапочка топи - круглая или овальная.
Женская: несшитая запашная юбка (пхария), свободная
прямозастёжная кофта с прямыми длинными рукавами и маленьким
отложным воротником (чоло), пояс, много украшений (серьги,
металлические и стеклянные браслеты на руках и ногах, бусы,
кольца), голову и плечи закрывает шаль. Женщины в городах
носят сари.
Традиционная пища - варёный рис с овощами и острыми
приправами, лепёшки из рисовой, пшеничной и кукурузной муки,
бобы, топлёное масло из молока буйволиц (гхиу), коровье
молоко и простокваша (дахи) с дроблёным рисом (дахи-чиура),
чай с молоком, фрукты. Мясо употребляют по праздникам и для
жертвоприношений.
Система парбатийских каст - вариант индуистской кастовой
системы - характерна для всех индуистов Центральных Гималаев
(Кумаон, Гархвал). В чистые касты входят в основном
представители первых двух варн. Брахманы, кумаи и пурбия,
согласно устной традиции, пришли из области Канаудж. Обе
касты претендуют на превосходство, на практике держатся как
равные, но обособленные. Дети от межкастовых союзов образуют
многочисленные группы касты джайси ("астрологи") - не
занимающиеся жреческой практикой, но второстепенными
науками.
Три касты у парбатиев образуют варну кшатриев: тхакуры (к
ним принадлежат королевская и княжеские династии; их
особенно много в Западном Непале), чхетри (искажённое
"кшатри", вошло в обиход в Х1Х в., ранее - просто кхасы,
индоарийское население Центральных Гималаев, образуют
основную массу "чистого" населения парбатиев - крестьян и
солдат), бхаты (раибхаты, генеалоги и панегиристы, возможно,
потомки межкастовых браков).
Вашьев нет, почти нет чистых шудр, но имеются шудры -
низкостатусные кхасы, матвали-чхетри - "чхетри,
употребляющие алкогольные напитки", которые не призывают
брахманов для совершения обрядов, а священнодействуют сами с
помощью медиумов. Среди парбатиев нет каст цирюльников,
мясников и прачек (кхасы сами занимаются забоем скота, сами
заботятся о своём теле).
Маслобои относятся к неприкасаемым. Имеются нечистые и
неприкасаемые касты других народов. Мусульман немного, но
они распределены по всей долине Катманду.
Нечистые парбатии все неприкасаемые. Они разделены на семь
каст, входящие в 4 уровня по мере понижения статуса.
1. Ками - ремесленники, это лохар (кузнецы), сунар
(ювелиры), чунара (токари), тамаута (изготовители котлов),
од (каменщики, плотники), кумхале (гончары), парки
(корзинщики), коли (ткачи).
2. Сарки (кожевники), бхуль (маслобои).
3. Портные-музыканты, они же певцы и шуты, мимы и танцоры
(дамаи в Цетральном и Восточном Непале, дхоли, тури, ауджи,
дас в Западном).
4. Гаине - нищие менестрели, рыбаки. Ниже располагаются
хуркия, бханд, бади шуты, музыканты, собирающие милостыню и
заставляющие плясать перед публикой своих женщин.
Имеются кастовые различия и запреты. Система межкастового
обмена джаджмани распространена только в равнинных областях
Непала.
Высшие касты - брахманы, тхакури, чхетри, доти, джумля,
хумля - делятся на экзогамные патрилинейные группы (тхары,
готры, джаты), состоящие из линиджей. Семья большая,
патриархальная, реже малая. У богатых встречается полигамия.
В эпоху династии Малла у парбатиев был распространён
буддизм. В XV в. он окончательно исчез, уступив индуизму, в
котором преобладает культ шиваитских божеств. Отмечают
праздники зимнего солнцеворота, праздник в честь трёх
богинь, главным образом Дурги, Дасайн (конец муссона,
возвращение богов на землю), Дивали - праздник огней в
октябре-ноябре, весенний праздник Холи. Между праздниками
Дасайн и Дивали в деревнях устанавливают качели и "чёртовы
колеса" (распространено поверье, что раскачивание помогает
покойным добраться до страны своих предков).
В Центральном и Восточном Непале у западных магаров
распространено шаманство, которым занимается каста
смешанного характера, джанкри. Обряды "по случаю" и
предсказания проводят медиумы, колдуны - дхами, связанные в
Западном Непале с храмами местных божеств, исполняющие
ритуальный танец и впадающие в транс, иногда под музыку
дамаи.
НЕВАРЫ
Крупным народом Непала - свыше 68% населения - являются
невары, коренное население долины Катманду (их предками были
кираты, принесшие сюда из южного Китая и северного Индокатия
культуру риса, мундоязычные племена, личчхави и другие
немногочисленные тибето-бирмансике народы), имеющие развитую
кастовую систему, усложнённую вертикальным делением на
группы буддистов.
Невары - земледельцы, и господствуют в экономике Непала.
Невары празднуют два новых года: Дивали (октябрь-ноябрь) и
весенний праздник в апреле. В августе-сентябре - Индра
джатра, в честь Индры и живой богини Кумари, праздник
неварских князей.
В долине Катманду каждое княжество и городской квартал имеет
свою богиню-покровительницу - Кумари, воплощение Кали или
Бхагавати. Из касты баре выбирают девочку, которая сумела
пройти испытания. Её помещают в храм и держат там до
достижения половой зрелости, почитая как живую богиню, затем
сменяют другой. При последнем правителе из династии Малла
этот культ стал государственным.
В рамках обрядности жизненного цикла неваров празднуется
символическая свадьба - ийхи. Девочку 4-11 лет сочетают с
плодом дерева бел, символом бога Нараяна. Это грандиозная
церемония, девочка пышно одета, принимает поклонения как
богиня. Ей посыпают красным порошком пробор. Отныне девочка
- полноправный член касты. Этот брак - первый и единственно
необходимый. Потом она может иметь одного или нескольких
мужей, однако с религиозной точки зрения она остаётся
супругой Нараяна. Первая менструация у неваров событие
общественное. Все члены линиджа становятся нечистыми на 11
дней. Девушка не должна видеть никого из семьи, не смотреть
на солнце (воплощение Нараяна). На 12-ый день её запирают в
тёмной комнате, после чего совершается омовение.
Рядом с парбатия и неварами проживают бхотия, шерпы
(тихоокеанские восточные монголоиды), другие
тибето-бирманские народы (восточногималайского подтипа,
близкие к народам Юго-Восточной Азии). Народы юга страны -
тхару, данувар, чепанги (подобно малым народам Бихара)
относят к "веддоидно-монголоидному расовому типу",
именуемому "восточноиндийским комплексом", возможно,
древнейшему на территории Непала.
Некоторые народы, говорящие на тибето-бирманских языках,
занимаются подсечно-огневым земледелием и отгонным
скотоводством. Группа племен чепанг-кусунда-вайю занимается
охотой и собирательством.
Народы, населяющие приграничные с Индией низменные тераи
занимаются ремеслом, ведут торгово-обменные отношения.