Сикхизм,
самая молодая религия Индии, остаётся преобладающей в штате
Панджаб, в то время как её последователи распространились в
северной Индии, и несколько сообществ возникло в
Великобритании, Америке и Канаде. Гуру Нанак (1469 - 1539)
был основателем движения, приведшего к формировании этой
религии.
Он родился в ортодоксальной индуистской семье кшатриев в
Талванди, небольшой деревушке к западу от Лахора
(современный Пакистан) и был одним из многочисленных в 16
веке поэтов-философов, которых иногда называли сантами, и
которые образовывали эмоциональные культы, заимствуя многие
черты как из индуизма, так и из ислама. Нанак заявлял, что:
"Бог ни индуист, ни мусульманин, и дорога, по которой я
следую, дорога Бога"; он считал что Бог - это сат, или
истина, которую познают через учителя (гуру). Нанак осуждал
поклонение предкам, астрологию, кастовое различие, половую
дискриминацию, благоприятные дни и ритуалы брахманов, но в
то же время, он не критиковал ни ислам, ни индуизм. Он
просто считал, что это различные имена для одного Бога и
вдохновлял своих последователей перейти от религиозных
ритуалов к медитации.
Так же как и индуисты, Нанак верил в циклический процесс от
смерти к повторному рождению (сансара), но он утверждал, что
освобождение (мокша) достижимо в этой жизни всеми женщинами
и мужчинами, независимо от касты, а религиозная практика
может и должна стать неотъемлемой частью жизни. Он
оспаривал, что все люди характеризуются чувством уверенности
в своих силах, которое мешает пониманию того, что все
зависит от Бога, поощряет приверженность к временным
качествам (майя) и, следовательно, приводит к
последовательным перерождениям.
Для сикхов единственный путь достичь освобождения от
человеческого существования - это сконцентрироваться на
Боге. Бог является как абсолютным, не имеющим качеств (ниргун),
и кроме того, что он является создателем всего на земле; он
ещё и правда, красота, и вечная добродетель. Гуру Ангад был
последователем гуру Нанак и продолжил руководить сообществом
сикхов ("учеников"); он записал свои сочинения - гимны, и
стихи Нанака новым алфавитом, гурмукхи, который сегодня
является письменностью штата Панджаб. После смерти гуру
Ангада в 1552 году ещё восемь гуру последовательно
руководили сикхами, причём каждый привносил новые элементы в
веру. Гуру Рам Дас (1552 - 1574) основал священный город
Амритсар; его последователь гуру Арьян Дев, объединил гимны
всех гуру в книге "Ади Грантх", и построил Золотой Храм, где
она хранилась; Арьян Дев стал первым сикхским мучеником,
когда был казнён могольским императором Джахангиром. Сикхам
приходилось бороться, чтобы защитить свою веру и людей,
особенно от Моголов. В 1675 году гуру Тег Бахадур был
обезглавлен Аурангзебом - событие, которое возвестило об эре
его сына и последователя, гуру Гобинд Сингх, который
видоизменил всё движение.
Гобинд Сингх, последний учитель всех сикхов, стал тем, кто
сформировал современное сообщество большинства сикхов. В
1699 году он основал братство - хальсу, посвятив пять
учеников с помощью меча, погружаемого в амриту ("нектар
бессмертия"). Цели хальсы, как их определил гуру Гобинд
Сингх, это помощь бедным и борьба с тиранией, вера в единого
Бога и отказ от суеверий и догм, поклонение Богу и защита
веры с помощью стали.
Братство требует, чтобы его члены отказались от табака,
нечистого мяса и сексуальных отношений с мусульманами и
приняли для постоянного ношения символы, "пять ка": кеш
(нестриженые волосы), кангха (гребень), кирпан (меч), кара
(стальной браслет) и качха (короткие штаны). Этот кодекс,
как посвящение, вместе с заменой кастовых имён на Сингх
("лев") для мужчин и Каур ("принцесса") для женщин, и
ношение тюрбанов мужчинами создало самобытную культуру. Гуру
Гобинд Сингх составил стандартную версию "Ади Гранха",
которая содержит гимны первых девяти гуру, а также поэмы,
написанные индусами и мусульманами и утвердил её, назвав
учителем - "Гуру Гранх Сахиб". Это стало духовным
руководством сикхов, в то время как политическая власть
оставалась у хальсы.
Требования образовать отдельный штат сикхов - Халистан после
долгой борьбы сделали сикхов весьма воинственными. Однако
сикхи считают, что их религия ведет к эгалитаризму и
демократии. Хотя смерть в борьбе за свободу рассматривается
как путь к духовному освобождению, использование силы
официально санкционируется только в случае, если другие
методы провалились. Благодаря их воинским традициям и тому
факту, что сикхи почитают отвагу и мужество, они составляют
основную массу индийской армии. Основными обязанностями
сикхов являются памятование об имени Бога, зарабатывание
себе на жизнь честным путём и благотворительность.
Служение людям (сева) - это показатель послушания Богу, а
идеальная жизнь не должна быть заражена пятью грехами:
похоть, алчность, привязанность, злость и гордость.
Богослужение сикхов происходит в гурудварах ("дверь к гуру")
или дома, символический центр богослужения это книга, "Ади
Гранх". Священников у сикхов нет, время богослужения не
ограничено, но прихожане часто собираются по утрам и
вечерам, обязательно они встречаются на 11 день (экадаши)
каждого лунного месяца, а также в 1 день года (сангранд). Во
время киртана или воспевания гимнов, особенностью каждой
сикхской службы являются стихи из Ади Гранха или джанам
сакхи - истории из жизни гуру Нанак, которые поются под
ритмичное хлопание в ладони.
Совместная трапеза (лангар) которая сопровождает молитвы и
пение поддерживает практику гуру Нанака, отменяющую открытую
демонстрацию кастовых и религиозных различий. Равноправие в
сикхизме наилучшим образом продемонстрировано в Золотом
Храме в Амритсаре, самом священном из всех сикхских храмов.
4 двери открыты в направлении 4 разных сторон, приглашая к
себе как последователей своей веры, так и представителей
других религий. Гурудвары, которые часто являются школами,
клиниками или общежитиями, одновременно являясь домами для
молитвы - в основном построены в могольском стиле шаха
Джахана, содержащим смешение особенностей индуистской и
исламской архитектуры, обычно побелены и увенчаны куполом, и
отличительной особенностью всегда является нишан сахиб,
желтый флаг, введенный гуру Харгобиндом (1606-44). Как и в
исламе, здесь нет изображений Бога.
Вместо этого отображающий символ запечатлен на балдахине,
подвешенном над Ади Гранхом, который всегда расположен в
главной молельной комнате. В некоторых гурудварах
изображение гуру расположено близко к Ади Гранху, но
зачастую очень сложно найти различия между учителями: с
художественной точки зрения их изображения практически
идентичны по традиции, объединяющей 10 гуру как проводников
слова Бога или махала, но не имеющих в себе божественного
начала. Важными ритуалами для сикхов, кроме определения
имени ребенку, свадеб и похорон является гурпурб, годовщина
рождения и смерти Гобинд Сингха; в это время Ади Гранх
читают от начала и до конца.