Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Ладакх

ЛадакхПредположительно, первыми обитателями Ладакха были пастухи-кочевники с Тибетского плато, а также незначительное число первых буддистов - беженцев из Северной Индии, которых называли мон.

Приблизительно в 4 - 5 вв. к двум этим группам добавились дарды - племя индоарийского происхождения, мигрировавшее на юго-восток по долине Инда. Именно дарды познакомили Ладакх с ирригацией и оседлым земледелием. Первое независимое царство в этом регионе возникло в 9 в., созданное Ньима Гоном, аристократом довольно сомнительного происхождения, воспользовавшимся хаосом, начавшимся после распада империи Гуге в Западном Тибете. Примерно в то же время в гималайский регион проник из Индии и буддизм.

Буддизм распространяли мудрецы-монахи, такие как Падмасамбхава (известный также как гуру Римпоче). Новая религия постепенно заменила шаманизм и культы бон, и по сей день существующие в отдаленных селениях к северу от Кхальси вблизи Ламаюру. Распространение буддизма на восток, в сторону Тибетского плато, продолжалось и в 9 - 11 в. - этот период получил впоследствии название "второго распространения". Его главными фигурами были "великий переводчик" Ринчен Цангпо, ученый и миссионер, чье имя связано с основанием многочисленных буддийских монастырей в Ладакхе и соседнем Спити. К 14 в. Ладакх пережил эпоху "мрачных веков", когда по причинам, до сих пор неясным, его властители перешли от индийского буддизма к тибетскому, тесно связанному с эзотерическими ритуалами, почерпнутыми из тантрических текстов, и видимо, подвергшемуся влиянию анимистических верований бона. Это совпало с возвышением в Тибете Цонкавы (1357 - 1419), который считается основоположником школы гелуг-па, или "желтошапочников".

Сегодня гелуг-па, во главе которой стоит далай-лама, является самой популярной школой буддизма в Ладакхе, имеющей куда больше монастырей, чем такие направления как кагъю, тесно связанной с именем Миларепы, тантриком 11 в., чьи наставления и стихи чтятся многими ладакхскими буддистами. При Таши Намгъяле (1555-70), вновь объединившем царство, Ладакх становится крупнейшей силой в Гималаях. Восшествие на престол в семнадцатом веке "Льва" - Сенгге Намгъяла, ознаменовало собой новые территориальные захваты. Потерпев поражение в бою с армией моголов и балти при Бодх-Кхарбу в 1639 г., он обратил свою энергию на проблемы гражданские и религиозные, основал новую столицу в Лехе, построил там дворец, а также ряд монастырей, включая и Хемис - центр новой секты бругпа, ответвления кагъю.

Строительный пыл Сенгге оставил для потомства замечательные архитектурные памятники, но и истощил казну государства, тем более, что после поражения при Бодх-Кхарбу Великие Моголы обложили его тяжелой данью. Финансовое положение еще более ухудшилось, когда Дельдан, преемник Сенгге, затеял ссору с союзным ему Тибетом. Пятый далай-лама отправил против него монгольских конников. Вооруженный конфликт длился три года и прекратился только после вмешательства - на стороне Ладакха - могольского губернатора Кашмира. Вмешательство Моголов пришлось, однако, оплатить: император Аурангзеб повысил дань, приказал построить в Лехе мечеть и принудил царя Ладакха принять ислам. Торговые связи с Тибетом восстановились к 18 в., но Ладакху уже так и не удалось вернуть свой былой статус.

Раздираемое конфликтами и политическими убийствами царство окончательно приходило в упадок; оно сделалось легкой добычей для догрского генерала Зоравара Сингха, который в 1834 году присоединил его к владениям махараджи Кашмира. Царская фамилия Ладакха была изгнана во дворец Сток, где потомки ее обитают и по сей день. В 1948 г., после первой из четырех индо-пакистанских войн, Ладакх стал частью независимой Индии. Сегодня Ладакх составляет около 70% территории штата Джамму и Кашмир.

Как и другие районы штата - долина Кашмира и Джамму, Ладакх обладает самобытной культурой, которая столетиями формировалась на пространстве между высокими горными хребтами. Недовольные правительством в Шринагаре, ладакцы, в конечном счете, в 1995 г. добились для себя статуса Автономного совета развития горного региона, который теоретически управляет регионом. Однако Ассоциация буддистов Ладакха, главный орган ладакхских буддистов, обвиняет правительство в сознательном притеснении их религии.

Сталкиваясь с постоянным ростом мусульманского населения, который угрожает превратить буддистов в меньшинство на их собственной родине, Ассоциация требует признания Ладакха самостоятельной территорией, способной защищать интересы ладакхцев.

Мусульмане, живущие преимущественно в Западном Ладакхе, вокруг городов Каргил и Драсс, находятся под сильным влиянием политиков из долины Кашмира и категорически возражают против отделения Ладакха от штата Джамму и Кашмир. Взаимоотношения между ладакхскими мусульманами и буддистами особенно сильно испортились после того, как в июле 2000 г. в результате неосторожного высказывания одного из лидеров Ассоциации по поводу ислама мусульмане застрелили трех буддийских монахов перед монастырем Рангдум в отдаленном районе между долиной Суру и Занскаром. Жертвой пал и случайно там оказавшийся немецкий турист.
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество