Предположительно,
первыми обитателями Ладакха были пастухи-кочевники с
Тибетского плато, а также незначительное число первых
буддистов - беженцев из Северной Индии, которых называли мон.
Приблизительно в 4 - 5 вв. к двум этим группам добавились
дарды - племя индоарийского происхождения, мигрировавшее на
юго-восток по долине Инда. Именно дарды познакомили Ладакх с
ирригацией и оседлым земледелием. Первое независимое царство
в этом регионе возникло в 9 в., созданное Ньима Гоном,
аристократом довольно сомнительного происхождения,
воспользовавшимся хаосом, начавшимся после распада империи
Гуге в Западном Тибете. Примерно в то же время в гималайский
регион проник из Индии и буддизм.
Буддизм распространяли мудрецы-монахи, такие как
Падмасамбхава (известный также как гуру Римпоче). Новая
религия постепенно заменила шаманизм и культы бон, и по сей
день существующие в отдаленных селениях к северу от Кхальси
вблизи Ламаюру. Распространение буддизма на восток, в
сторону Тибетского плато, продолжалось и в 9 - 11 в. - этот
период получил впоследствии название "второго
распространения". Его главными фигурами были "великий
переводчик" Ринчен Цангпо, ученый и миссионер, чье имя
связано с основанием многочисленных буддийских монастырей в
Ладакхе и соседнем Спити. К 14 в. Ладакх пережил эпоху
"мрачных веков", когда по причинам, до сих пор неясным, его
властители перешли от индийского буддизма к тибетскому,
тесно связанному с эзотерическими ритуалами, почерпнутыми из
тантрических текстов, и видимо, подвергшемуся влиянию
анимистических верований бона. Это совпало с возвышением в
Тибете Цонкавы (1357 - 1419), который считается
основоположником школы гелуг-па, или "желтошапочников".
Сегодня гелуг-па, во главе которой стоит далай-лама,
является самой популярной школой буддизма в Ладакхе, имеющей
куда больше монастырей, чем такие направления как кагъю,
тесно связанной с именем Миларепы, тантриком 11 в., чьи
наставления и стихи чтятся многими ладакхскими буддистами.
При Таши Намгъяле (1555-70), вновь объединившем царство,
Ладакх становится крупнейшей силой в Гималаях. Восшествие на
престол в семнадцатом веке "Льва" - Сенгге Намгъяла,
ознаменовало собой новые территориальные захваты. Потерпев
поражение в бою с армией моголов и балти при Бодх-Кхарбу в
1639 г., он обратил свою энергию на проблемы гражданские и
религиозные, основал новую столицу в Лехе, построил там
дворец, а также ряд монастырей, включая и Хемис - центр
новой секты бругпа, ответвления кагъю.
Строительный пыл Сенгге оставил для потомства замечательные
архитектурные памятники, но и истощил казну государства, тем
более, что после поражения при Бодх-Кхарбу Великие Моголы
обложили его тяжелой данью. Финансовое положение еще более
ухудшилось, когда Дельдан, преемник Сенгге, затеял ссору с
союзным ему Тибетом. Пятый далай-лама отправил против него
монгольских конников. Вооруженный конфликт длился три года и
прекратился только после вмешательства - на стороне Ладакха
- могольского губернатора Кашмира. Вмешательство Моголов
пришлось, однако, оплатить: император Аурангзеб повысил
дань, приказал построить в Лехе мечеть и принудил царя
Ладакха принять ислам. Торговые связи с Тибетом
восстановились к 18 в., но Ладакху уже так и не удалось
вернуть свой былой статус.
Раздираемое конфликтами и политическими убийствами царство
окончательно приходило в упадок; оно сделалось легкой
добычей для догрского генерала Зоравара Сингха, который в
1834 году присоединил его к владениям махараджи Кашмира.
Царская фамилия Ладакха была изгнана во дворец Сток, где
потомки ее обитают и по сей день. В 1948 г., после первой из
четырех индо-пакистанских войн, Ладакх стал частью
независимой Индии. Сегодня Ладакх составляет около 70%
территории штата Джамму и Кашмир.
Как и другие районы штата - долина Кашмира и Джамму, Ладакх
обладает самобытной культурой, которая столетиями
формировалась на пространстве между высокими горными
хребтами. Недовольные правительством в Шринагаре, ладакцы, в
конечном счете, в 1995 г. добились для себя статуса
Автономного совета развития горного региона, который
теоретически управляет регионом. Однако Ассоциация буддистов
Ладакха, главный орган ладакхских буддистов, обвиняет
правительство в сознательном притеснении их религии.
Сталкиваясь с постоянным ростом мусульманского населения,
который угрожает превратить буддистов в меньшинство на их
собственной родине, Ассоциация требует признания Ладакха
самостоятельной территорией, способной защищать интересы
ладакхцев.
Мусульмане, живущие преимущественно в Западном Ладакхе,
вокруг городов Каргил и Драсс, находятся под сильным
влиянием политиков из долины Кашмира и категорически
возражают против отделения Ладакха от штата Джамму и Кашмир.
Взаимоотношения между ладакхскими мусульманами и буддистами
особенно сильно испортились после того, как в июле 2000 г. в
результате неосторожного высказывания одного из лидеров
Ассоциации по поводу ислама мусульмане застрелили трех
буддийских монахов перед монастырем Рангдум в отдаленном
районе между долиной Суру и Занскаром. Жертвой пал и
случайно там оказавшийся немецкий турист.