В то время как племенные республики Северной и Центральной
Индии поглощали захватчики с северо-запада, а царства
Айодхья и Каусамби продолжили играть важную роль в
политической жизни долины Ганги, первое крупное царство
Южной Индии постепенно ослабляло их.
Между вторым столетием
до н.э. и вторым столетием н.э. династия Андхра, или
Сатаваханов, из области между реками Годавари и Кришна
начала свое активное территориальное распространение в Южной
и Центральной Индии. Бросив вызов шакам в Мальве и Гуджарате,
они подчинили своему контролю северо-запад Декана и создали
столицу в Пайтхане на реке Годавари, к северо-востоку от
Пуны на территории Махараштры. Сатаваханы свергли в 27 г. до
н.э. династию Канва, правившую в Магадхе, и вышли на юг к
рекам Тунгабхадре и Кришне. Второй их столицей была
Амаравати на реке Кришна, которая процветала благодаря
торговле с Римом и Юго-Восточной Азией, но в середине
третьего столетия царство Сатаваханов было разрушено.
Паллавы установили контроль над их территорией в Андхра
Прадеше, в то время как Вактака получили превосходство в
центральных и северо-западных областях Декана в последней
половине третьего столетия; они объединились только в рамках
империи Гупта к концу четвертого столетия. Остальная
территория Южной Индии, три царства - Чера на Малабарском
побережье на западе, Пандья в центральной части юга Индии и
Чола на восточном, Коромандельском побережье - позднее
составившие территорию современных штатов Тамилнад и Керала,
- развивались почти совсем независимо от севера Индии.
Мадурай, столица Пандьев и один из главных городов-храмов
Южной Индии, стал центром тамильской культуры. Между 300 г.
н.э. и 200 г. н.э. тут существовали школы, или академии (сангам),
поэтов, которые создали основу тамильской литературы,
постепенно ощущающей влияние традиций севера.
В древних
царствах Южной Индии был распространен материнский счет
родства; дравидская система родства была эндогамной,
предпочитались браки с кросс-кузенами, и это принципиально
отличалось от индоарийской экзогамной системы, при которой
основным был брак вне своей социальной группы. Дравидийское
общество было разделено на территориальные общины, связанные
с географическим положением обжитых областей (холмов,
равнин, лесов, побережья и пустыни), и это было более важно,
чем сословие (варна) североиндийского общества; однако
брахманы вскоре обрели и тут самый высокий социальный
статус. Хотя сельское хозяйство, скотоводство и рыболовство
были тут преобладающими занятиями, торговля специями,
золотом и драгоценными камнями с Римом и Юго-Восточной Азией
подкрепила процветание Южной Индии.
Эти три царства
первоначально выступали вместе в борьбе с северными
соседями; но с середины первого столетия до н.э. их
конфликты между собой стали более частыми. Междоусобная
война сделала их уязвимыми, и в начале четвертого столетия
н.э. Паллавы заняли столицу Чолы Канчипурам, а к 325 н.э.
они обрели контроль над большей частью территории Тамилнада.
Паллавы оставались доминирующей властью на юге Индии до
девятого столетия н.э. и, таким образом, одной из самых
долго правящих династий в индийской истории.
|