С конца четвертого тысячелетия до н.э. ранние варианты
глиняной утвари начинают сменяться более единообразным
стилем посуды. В середине третьего тысячелетия здесь, на
территории современных штатов Индии Панджаб, Уттар Прадеш,
Гуджарат, Раджастхан, в провинциях Пакистана Белуджистан и
Синд, а также на побережье Макран фиксируется довольно
однородная культура регулярных городских поселений и
деревень, распространенная почти на 1280000 кв. км. Известны
несколько городских поселений этой цивилизации, среди них
Хараппа (севернее) и Мохенджо Даро (южнее) - первые
обнаруженные археологами. Позднее были раскопаны сходные по
размеру и плану города в Калибангане, на границе Индии и
Пакистана, в Кот Диджи к востоку от Мохенджо Даро, в Чанху
Даро, далее к югу по долине Инда, и в Лотхале на территории
Гуджарата. Формирование первой крупной древнеиндийской
цивилизации около 2500 г. до н.э. является почти столь же
замечательным явлением, как и ее стабильность в течение
почти тысячелетия. Все городские здания были построены из
формованных обожженных кирпичей одинакового размера; улицы
были размещены в регулярной планировке со сложной системой
закрытого стока вод; некоторые здания были многоэтажными.
Обширные зернохранилища и цитадели, воздвигнутые на
возвышенном месте и снабженные гигантским водоемом, наряду с
отсутствием специальных королевских дворцов и большого числа
религиозной скульптуры, свидетельствуют, возможно, о том,
что это было теократическое государство священников,
торговцев и крестьян. К тому времени тут были одомашнены и
разводились различные животные, включая крупный рогатый
скот, козлов, буйволов, птицу. Выращивалась пшеница, ячмень,
горох и сезам, а также, вероятно, здесь впервые начали
выращивать хлопок и изготавливать из него одежду.
В ходе
раскопок в Лотхале была обнаружена гавань; торговцы были
вовлечены в обширную морскую и наземную торговлю, они
импортировали в Индостан металлы, включая золото, серебро и
медь, и полудрагоценные камни из Персии, Афганистана,
Центральной Азии и Междуречья. Главным продуктом экспорта,
вероятно, служила хлопковая пряжа или ткань, но также,
возможно, и избыточное зерно. Торговые печати долины Инда,
найденные при раскопках в городе Ур, подтверждают
непрерывность торговых связей цивилизации долины Инда с
Шумером между 2300 и 2000 гг. до н.э. Большое количество
печатей, обнаруженных в древнеиндийских городах, говорит о
том, что свой собственный знак имело каждое торговое или
коммерческое семейство. Печати обычно квадратные, и
сделанные из стеатита (особого рода мыльный камень),
гравировались и затем при нагреве укреплялись. Все печати
имеют надписи, которые остаются до сих пор в основном
нерасшифрованными, хотя почти 400 знаков были
идентифицированы. Иконографические эмблемы, расположенные
ниже надписей, - это животные, напоминающие быка, буйвола,
козла, тигра и слона. Одно из наиболее известных изображений
- это рогатое божество, сидящее со скрещенными ногами и,
возможно, находящееся в итифаллическом положении; его
окружают тигр, слон, носорог, водяной буйвол и два оленя.
Этот образ известен по трем печатям, и видимо, это был бог
плодородия. В настоящее время в литературе его иногда
обозначают как "прото-Шиву" и интерпретируют как прототип
образа индуистского бога Шивы, как Пашупати, покровителя
животных и скота, или как Махишу, священного буйвола.
Изображения на других печатях свидетельствуют о священном
характере некоторых деревьев, особенно пипал, сохранившемся
до сего дня в современных религиях Индии, в буддизме и
индуизме. Никакая монументальная скульптура, возможно,
существовавшая в ту эпоху, до нас не дошла, но обнаружено
немало статуэток, например, стеатитовый бюст человека,
возможно, священника, поразительная по мастерству
изготовления бронзовая статуэтка "танцовщицы", блестяще
выполненные натуралистические образы животных и бесчисленные
терракотовые статуэтки Богини-матери. Этой богине, полагают
исследователи, здесь поклонялись почти в каждом доме, но
примитивный стиль ее скульптуры свидетельствует, возможно, о
том, что это не была часть культа священнической элиты.
Внезапный упадок цивилизации долины Инда в последней
четверти второго тысячелетия до н.э. раньше обычно
объясняли вторжениями варварских племен с северо-запада; но
недавнее исследование установило, что одной из причин был
ряд катастрофических наводнений, произошедших тут
приблизительно в 1700 гг. до н.э. За ним последовал период
сильной засухи и даже исчезновение некоторых рек.
|