Народ,
основное население штата Ассам. Самоназвания - ассамийя,
ахомийя. Численность в Индии - 12,5 млн. Согласно
статистическим данным 1971 г., 99.6% ассамцев проживают в
штатах Ассам и Мизорам.
Из оставшихся 0.4% 34.19% живут в штате Аруначал-Прадеш,
32.21% - Мегхалайя (в основном, горные дистрикты Гаро, Кхаси,
Джайнтия - Тура, Нонгпох, Шиллонг, Мавлаи, Черра Пунджи),
14.92% - Нагаленд, 3.88% - Западная Бенгалия (Калькутта,
Дарджилинг, Куч-Бехар), 2.19% - Уттар-Прадеш, 1.71% - Дели.
190 тысяч ассамцев проживают в Бутане.
Группы ассамцев от 600 до 860 человек проживают в
Андхра-Прадеш, Карнатака, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур,
Раджастхан, Трипура. В западной части этнической территории
ассамцев в середине 1 тысячелетия до н.э. существовало
раннегосударственное образование Прагджьотиша. Его населяли
народы радха, камарупа, говорившие на индоарийских языках. В
середине 1 тыс. н.э. сложилось государство Камарупа (в
настоящее время эта территория Ассама - важнейший центр
брахманической традиции).
В ХIII в. оно было захвачено ахомами - монголоидным тайским
народом, выходцами из Мьянмы. Они восприняли местные языки,
религию, были ассимилированы, но дали новой этнической
общности этноним - ассамцы. Существуют разные версии
происхождения этнонима: от названия народа ахом,
завоевавшего в XIII в. территорию Ассама, от rham -
бирманского наименования группы народов, включающей ахомов.
Однако самоназвание ахомов было таи. Возможно, слово "асам"
обозначало их географическое положение. Антропологически
ассамцы относятся к индо-средиземноморской расе большой
европеоидной расы, с монголоидной примесью. Ассамский язык
относится к индо-арийской группе индоевропейской языковой
семьи; имеет восточные и западные говоры.
Письменность - ассамский слоговый алфавит, восходящий к
письму брахми. По данным 1971 г. 13.19% ассамцев - билингвы
(64.64% - мужчины, 35.36% женщины), говорящие кроме
ассамского языка на бенгали, (45.01%), английском (30.58%),
хинди (18.07%), а также бодо, нага, непали, микир, мунда,
мири и ория. Среди ассамцев имеются индуисты, мусульмане (в
основном, сунниты, категорий сайед и шейкх), христиане и
сикхи. Индуисты - в основном, шиваиты, распространены
шактийские культы, имеются вишнуиты. Особенно почитаются
божества Дурга, Кали, Шива, Вишвакарман, Чанди.
Около Гувахати имеется особо почитаемый ассамцами храм
богини Камакхья; в дистрикте Коч-Бехар Западной Бенгалии -
храм Шри Шанкарадевы. Много последователей Миссии Шанкары.
Кроме храмовых жертвоприношений имеются ритуалы в священных
домах - намгхарах. Жрецы - пуджари и деури. Ассамские
христиане - мигранты в штат Мегхалайя из Ассама начиная с
1870 г.
В целом они сохраняют эндогамию, хотя в настоящее время
имеются и интергрупповые браки. Их обряды - синтез
индуистской и христианской традиций (в частности, сжигают
тела покойных). Ассамские мусульмане (самоназвания - ассомия
мусалман, тхалуа мусалман, мурия, гория) - гетерогенная
суннитская община, рассеянная по всей территории Ассама. Их
считают потомками пленных солдат и мусульман - ремесленников
и артистов, пришедших в Ассам из северо-западных областей
Индии. Антропологически (в том числе по данным
дерматоглифики) они выделяются на общем фоне. Носят как
общеассамские имена - Борах, Хазарика, Сайкийя, так и
мусульманские - Али, Хан, Ахмад, Хуссейн.
Среди ассамских мусульман встречается левират и сорорат.
Ассамские сикхи, проживающие в основном в дистрикте Нагаон,
ведут своё происхождение с начала ХVI в., когда появлявшиеся
на территории Ассама мужчины-сикхи женились на ассамских
женщинах из общин Кох и Хира. При родном ассамском языке
некоторые сикхи говорят на панджаби и владеют письмом
гурмукхи. Ассамские сикхи - эндогамная патрилокальная
община. Наследуют имущество как мусульмане, возможен развод.
Пубертатные обряды и обряды жизненного цикла - общие для
сикхов. Основное занятие ассамцев - пашенное земледелие:
культивируют заливной рис, просо, кукурузу, бобовые, арахис,
кунжут, бананы, манго, технические культуры - джут.
На нижних склонах гор выращивают хлопок и табак. На горных
плантациях выращивают элитные сорта ассамского чая (рабочие
на плантациях - выходцы из других штатов). Разводят рабочий
скот - буйволов, быков. Вырабатывают особые нетутовые сорта
шёлка. Большинство населения живёт в деревнях. Крестьянская
усадьба состоит из 3 или 4 построек: жилого дома, загона для
скота, амбара; может быть отдельная кухня. Дома строят на
невысоком глиняном фундаменте, около рек - на сваях. Каркас
дома делается из бамбука, стены обмазывают глиной, пол -
земляной, крышу кроют травой. Одежда - женская длинная юбка,
цветная кофта и шаль; мужское дхоти или брюки с рубашкой.
Носят жилет, широкополые шляпы из полос расщепленного
бамбука. Пища - большинство ассамцев не вегетарианцы, за
исключением некоторых брахманских индуистских семей. Только
вегетарианская пища обязательна на ряде праздников
жизненного цикла.
Основа пищи - рис с пряностями, овощами и рыбой. Кастовое
деление относительно мало жёсткое. Имеется несколько
кастовых групп - брахманов (группы махапурушия, дамодария,
харидабия), кайястха, барои, гоп, мали, намасудра, танти.
При общей клановой экзогамии (существуют 235 кланов - готра:
Алмайян, Алмус, Агасти, Агнибайши, Андас, Анадиса, Адха,
Абай, Анусан, Астик, Упанаш, Удин и др.) и кастовой
эндогамии всё чаще наблюдаются случаи межкастовых браков.
Возможно заключение второго брака, как для разведённых так и
- кроме брахманов - для вдов. Водные источники, школы,
общественные заведения - общие для разных кастовых групп.
Наследуют имущество по мужской линии, равно все сыновья
(реже - все дети), хотя главным наследником является старший
сын. Нормой является моногамная патрилинейная семья. Наряду
с нуклеарными семьями сохраняются большие семьи с общим
хозяйством. Женщины и мужчины участвуют во всех
социально-религиозных действиях, хотя в целом социальный
статус женщины несколько ниже.
Обряды жизненного цикла - общеиндийские, у индуистов имеются
пубертатные обряды девочек - сантибийя, ганева и тулонибийя
- и мальчиков - мандана, упанайяна. Важнейшие свадебные
обряды ассамцев - теларбхара, синдур, адибаса; обряды
поминовения - тилони (третий день после сожжение покойного),
даха (десятый), шраддха (одиннадцатый). Часто встречающиеся
фамилии ассамцев - Бхатла, Госвами, Боруа, Гогои, Хазарика,
Моханта, Мишра. Ассамцы - оседлые земледельцы, в городах -
служащие государственных и получастных предприятий, рабочие,
торговцы, занимаются продажей риса, традиционными ремёслами
- плетением из тростника, соломы и ткани, изготовлением
изделий из бамбука, выделкой шерсти, лепкой глиняных игрушек
(изначально имеющими обрядовое назначение).
Ассамские брахманы - преимущественно жрецы, но в настоящее
время могут быть и служащими, бизнесменами. Панчаят ассамцев
называется мелки. Совет брахманов - Брахма Самадж - решает
вопросы на региональном уровне, финансовые споры. Имеется
богатый фольклор, народная хореография (танцы под ритмы
барабана дхол и мелодию флейты), с эпохи средних веков -
театрально-драматическое искусство (вишнуистские драмы
Натак, Натика, Джатра, Джхумура, Гити-Нат, Сангиталекхай,
Эк-Анкийя Нат), художественная литература. Основы ассамской
литературы, связанной с поэзией и драмой, заложили в XV в.
знаменитые бхакты вишнуистской традиции Шанкардев и
Мадхавдев, находившиеся под покровительством короля
Наранараяны. Перевод на ассамский язык в XVI в.
Бхаттадевой "Бхагавад Гиты" заложило основы ассамской прозы.
Среди ассамских мусульман распространены религиозные песни
зикир, в том числе сочинённые знаменитым поэтом Азаном
Факиром. Современная ассамская литература развивается во
многом под влиянием христианства (которое с середины XIX в.
активно распространяется тут миссионерскими организациями).
Важнейшие праздники - весенний праздник, связанный с началом
посева Биху (Рангали Биху, Бхоги Биху и Кангали Биху), Дурга
пуджа, Кали пуджа, титхи Шанкардева, Мадхавдева, Харидева,
Джанмаштми, Долджатра.
Имеется традиционная и современная (аллопатическая)
медицина. Ассамские брахманы позитивно относятся к развитию
образования, здравоохранения, массовой коммуникации.
Существует несколько добровольных национально-культурных
организаций для поддержки ассамцев, в частности "Ассам
Самадж" в Калькутте.