Об Индии
об Индии
Индия имеет длительную историю и великое прошлое.
Штаты и регионы
История Индии

Ассамцы

АссамцыНарод, основное население штата Ассам. Самоназвания - ассамийя, ахомийя. Численность в Индии - 12,5 млн. Согласно статистическим данным 1971 г., 99.6% ассамцев проживают в штатах Ассам и Мизорам.

Из оставшихся 0.4% 34.19% живут в штате Аруначал-Прадеш, 32.21% - Мегхалайя (в основном, горные дистрикты Гаро, Кхаси, Джайнтия - Тура, Нонгпох, Шиллонг, Мавлаи, Черра Пунджи), 14.92% - Нагаленд, 3.88% - Западная Бенгалия (Калькутта, Дарджилинг, Куч-Бехар), 2.19% - Уттар-Прадеш, 1.71% - Дели. 190 тысяч ассамцев проживают в Бутане.

Группы ассамцев от 600 до 860 человек проживают в Андхра-Прадеш, Карнатака, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Раджастхан, Трипура. В западной части этнической территории ассамцев в середине 1 тысячелетия до н.э. существовало раннегосударственное образование Прагджьотиша. Его населяли народы радха, камарупа, говорившие на индоарийских языках. В середине 1 тыс. н.э. сложилось государство Камарупа (в настоящее время эта территория Ассама - важнейший центр брахманической традиции).

В ХIII в. оно было захвачено ахомами - монголоидным тайским народом, выходцами из Мьянмы. Они восприняли местные языки, религию, были ассимилированы, но дали новой этнической общности этноним - ассамцы. Существуют разные версии происхождения этнонима: от названия народа ахом, завоевавшего в XIII в. территорию Ассама, от rham - бирманского наименования группы народов, включающей ахомов. Однако самоназвание ахомов было таи. Возможно, слово "асам" обозначало их географическое положение. Антропологически ассамцы относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы, с монголоидной примесью. Ассамский язык относится к индо-арийской группе индоевропейской языковой семьи; имеет восточные и западные говоры.

Письменность - ассамский слоговый алфавит, восходящий к письму брахми. По данным 1971 г. 13.19% ассамцев - билингвы (64.64% - мужчины, 35.36% женщины), говорящие кроме ассамского языка на бенгали, (45.01%), английском (30.58%), хинди (18.07%), а также бодо, нага, непали, микир, мунда, мири и ория. Среди ассамцев имеются индуисты, мусульмане (в основном, сунниты, категорий сайед и шейкх), христиане и сикхи. Индуисты - в основном, шиваиты, распространены шактийские культы, имеются вишнуиты. Особенно почитаются божества Дурга, Кали, Шива, Вишвакарман, Чанди.

Около Гувахати имеется особо почитаемый ассамцами храм богини Камакхья; в дистрикте Коч-Бехар Западной Бенгалии - храм Шри Шанкарадевы. Много последователей Миссии Шанкары. Кроме храмовых жертвоприношений имеются ритуалы в священных домах - намгхарах. Жрецы - пуджари и деури. Ассамские христиане - мигранты в штат Мегхалайя из Ассама начиная с 1870 г.

В целом они сохраняют эндогамию, хотя в настоящее время имеются и интергрупповые браки. Их обряды - синтез индуистской и христианской традиций (в частности, сжигают тела покойных). Ассамские мусульмане (самоназвания - ассомия мусалман, тхалуа мусалман, мурия, гория) - гетерогенная суннитская община, рассеянная по всей территории Ассама. Их считают потомками пленных солдат и мусульман - ремесленников и артистов, пришедших в Ассам из северо-западных областей Индии. Антропологически (в том числе по данным дерматоглифики) они выделяются на общем фоне. Носят как общеассамские имена - Борах, Хазарика, Сайкийя, так и мусульманские - Али, Хан, Ахмад, Хуссейн.

Среди ассамских мусульман встречается левират и сорорат. Ассамские сикхи, проживающие в основном в дистрикте Нагаон, ведут своё происхождение с начала ХVI в., когда появлявшиеся на территории Ассама мужчины-сикхи женились на ассамских женщинах из общин Кох и Хира. При родном ассамском языке некоторые сикхи говорят на панджаби и владеют письмом гурмукхи. Ассамские сикхи - эндогамная патрилокальная община. Наследуют имущество как мусульмане, возможен развод. Пубертатные обряды и обряды жизненного цикла - общие для сикхов. Основное занятие ассамцев - пашенное земледелие: культивируют заливной рис, просо, кукурузу, бобовые, арахис, кунжут, бананы, манго, технические культуры - джут.

На нижних склонах гор выращивают хлопок и табак. На горных плантациях выращивают элитные сорта ассамского чая (рабочие на плантациях - выходцы из других штатов). Разводят рабочий скот - буйволов, быков. Вырабатывают особые нетутовые сорта шёлка. Большинство населения живёт в деревнях. Крестьянская усадьба состоит из 3 или 4 построек: жилого дома, загона для скота, амбара; может быть отдельная кухня. Дома строят на невысоком глиняном фундаменте, около рек - на сваях. Каркас дома делается из бамбука, стены обмазывают глиной, пол - земляной, крышу кроют травой. Одежда - женская длинная юбка, цветная кофта и шаль; мужское дхоти или брюки с рубашкой. Носят жилет, широкополые шляпы из полос расщепленного бамбука. Пища - большинство ассамцев не вегетарианцы, за исключением некоторых брахманских индуистских семей. Только вегетарианская пища обязательна на ряде праздников жизненного цикла.

Основа пищи - рис с пряностями, овощами и рыбой. Кастовое деление относительно мало жёсткое. Имеется несколько кастовых групп - брахманов (группы махапурушия, дамодария, харидабия), кайястха, барои, гоп, мали, намасудра, танти. При общей клановой экзогамии (существуют 235 кланов - готра: Алмайян, Алмус, Агасти, Агнибайши, Андас, Анадиса, Адха, Абай, Анусан, Астик, Упанаш, Удин и др.) и кастовой эндогамии всё чаще наблюдаются случаи межкастовых браков. Возможно заключение второго брака, как для разведённых так и - кроме брахманов - для вдов. Водные источники, школы, общественные заведения - общие для разных кастовых групп. Наследуют имущество по мужской линии, равно все сыновья (реже - все дети), хотя главным наследником является старший сын. Нормой является моногамная патрилинейная семья. Наряду с нуклеарными семьями сохраняются большие семьи с общим хозяйством. Женщины и мужчины участвуют во всех социально-религиозных действиях, хотя в целом социальный статус женщины несколько ниже.

Обряды жизненного цикла - общеиндийские, у индуистов имеются пубертатные обряды девочек - сантибийя, ганева и тулонибийя - и мальчиков - мандана, упанайяна. Важнейшие свадебные обряды ассамцев - теларбхара, синдур, адибаса; обряды поминовения - тилони (третий день после сожжение покойного), даха (десятый), шраддха (одиннадцатый). Часто встречающиеся фамилии ассамцев - Бхатла, Госвами, Боруа, Гогои, Хазарика, Моханта, Мишра. Ассамцы - оседлые земледельцы, в городах - служащие государственных и получастных предприятий, рабочие, торговцы, занимаются продажей риса, традиционными ремёслами - плетением из тростника, соломы и ткани, изготовлением изделий из бамбука, выделкой шерсти, лепкой глиняных игрушек (изначально имеющими обрядовое назначение).

Ассамские брахманы - преимущественно жрецы, но в настоящее время могут быть и служащими, бизнесменами. Панчаят ассамцев называется мелки. Совет брахманов - Брахма Самадж - решает вопросы на региональном уровне, финансовые споры. Имеется богатый фольклор, народная хореография (танцы под ритмы барабана дхол и мелодию флейты), с эпохи средних веков - театрально-драматическое искусство (вишнуистские драмы Натак, Натика, Джатра, Джхумура, Гити-Нат, Сангиталекхай, Эк-Анкийя Нат), художественная литература. Основы ассамской литературы, связанной с поэзией и драмой, заложили в XV в. знаменитые бхакты вишнуистской традиции Шанкардев и Мадхавдев, находившиеся под покровительством короля Наранараяны. Перевод на ассамский язык в XVI в.

Бхаттадевой "Бхагавад Гиты" заложило основы ассамской прозы. Среди ассамских мусульман распространены религиозные песни зикир, в том числе сочинённые знаменитым поэтом Азаном Факиром. Современная ассамская литература развивается во многом под влиянием христианства (которое с середины XIX в. активно распространяется тут миссионерскими организациями). Важнейшие праздники - весенний праздник, связанный с началом посева Биху (Рангали Биху, Бхоги Биху и Кангали Биху), Дурга пуджа, Кали пуджа, титхи Шанкардева, Мадхавдева, Харидева, Джанмаштми, Долджатра.

Имеется традиционная и современная (аллопатическая) медицина. Ассамские брахманы позитивно относятся к развитию образования, здравоохранения, массовой коммуникации. Существует несколько добровольных национально-культурных организаций для поддержки ассамцев, в частности "Ассам Самадж" в Калькутте.
Города Индии
Религии Индии
религии Индии
Национальные религии Индии:
Народы Индии
Общество
общество